Бихевиоризм и поведенческая психология: основоположники подхода, основные теории

Бихевиоризм — это направление в психологии ХХ века, основателем которого является Дж. Уотсон, рассматривающее поведение человека как реакцию на воздействие различных факторов внешней среды.
Основные представители бихевиоризма: Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер, Э. Толмен.
Методами исследования в бихевиоризме считаются наблюдение и поведенческий эксперимент.

Содержание:

  • Бихевиоризм в психологии
  • Классический бихевиоризм Дж. Уотсона
  • Исследования Э. Торндайка в рамках бихевиоризма
  • Исследования Б. Скиннера в рамках бихевиоризма
  • Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена

Бихевиоризм в психологии

Датой рождения бихевиоризма (от англ. behavior — поведение) считают публикацию в 2019 г. статьи Дж.Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» в научном психологическом журнале «Психологическое обозрение».

До того момента, как бихевиоризм стал популярным направлением в психологии, активно использовался метод интроспекции, суть которого заключалась в наблюдении субъекта за процессами в своем сознании. Но данный метод перестал быть востребованным. Бихевиористы в своем учении отвергали представление о сознании, а так же полагали,  что любые психологические структуры и процессы, не наблюдаемые объективными методами, либо не существуют (так как нельзя доказать их существование), либо недоступны для научного исследования. Поэтому критики этой парадигмы часто называют бихевиоризм теорией «пустого организма». Естественно, что при таком представлении интроспекция не считалась действенным и достоверным методом. 

Представители бихевиористического направления в психологии считали, что поведение каждого человека определяется не какими-то внутренними процессами, а механическими воздействиями окружающей среды. Причем, данный процесс происходит по принципу «стимул-реакция»(S →R) .

Под реакциями (R) бихевиористы понимают движения человека (мышечная, сосудистая, железистая реакция и др.), совершаемые при выполнении того или иного действия. Под стимулами (S) — доступные внешнему наблюдению раздражения внешнего мира, вызывающие у человека те или иные реакции.

Рассмотрим данный принцип на примере.
Допустим, гуляю по городу, мы находим бродячую собаку. Чтобы скрасить ее участь, мы отдаем ей лежащий у нас кусочек печенья. Собака сразу же завиляла хвостом, почувствовав запах пищи. И у нее началось слюноотделение.
В данном случае, печенье, которое мы дали собаке, является стимулом (S), а слюноотделение является реакцией на стимул (R). Получается, что поведение собаки (слюноотделение) было вызвано воздействием внешней среды (печеньем), а не внутренними процессами. Значит, реакция собаки является следствием воздействия из внешней среды (S →R).

Изучая данное явление, бихевиористы пришли и к другому выводу. Если между стимулом и реакцией есть взаимосвязь, значит, зная причины этой связи и изучив, какие стимулы вызывают те или иные реакции, можно добиваться определенного поведения от человека или животного, воздействуя на них определенным образом (т.е. должен быть определенный стимул, который даст соответствующую реакцию). В таком случае, нет необходимости обращать внимание на внутреннее психическое состояние людей.

Предмет психологии, с точки зрения бихевиоризма, — поведение, понимаемое как совокупность наблюдаемых мышечных, сосудистых, железистых реакций (R) на внешние стимулы (S).
Задача психологии состоит в том, чтобы выявить закономерности связей между стимулами и реакциями (S →R), а цель — предсказание поведения субъекта и управление им.

Данное направление исследует только внешне наблюдаемое поведение, а все психические явления сводит к реакциям организма. Бихевиористы рассматривают поведение человека и животного как сходного, считая, что в них нет различий.

Несмотря на все достижения психологов-бихевиористов, данное направление подвергалось критике. Под сомнения ставились моменты, касательно отказа от внутреннего мира человека, т.е. сознания, чувственных и душевных переживаний; трактовки поведения как совокупности ответных реакций на раздражители, которые опускали человека до уровня робота; неспособности объяснить яркие творческие достижения в науке и искусстве и др.

Классический бихевиоризм Дж. Уотсона

Джон Уотсон — американский психолог, основатель бихевиоризма. Он пытался сделать психологию естественной наукой, которая пользовалась бы объективными методами.

Уотсон уделял огромное внимание классическому научению, при котором организм ассоциирует разные стимулы (звук колокольчика — условный раздражитель, а слюноотделение у собаки в ответ на звук этого колокольчика — условный рефлекс). Такой вид научения ориентирован на непроизвольные, автоматические действия.

Организм как человека, так и животного приспосабливается к своему окружению посредством врождённого и приобретённого набора актов, т.е. поведения. Всю психическую деятельность Уотсон трактовал как поведение. Он рассматривал его как совокупность реакций организма на стимулы, т.е. поведение по принципу «стимул-реакция» (S →R). Дж. Уотсон считал, что подобрав верный стимул, можно формировать нужные навыки и качества в человеке или животном.

На работы Уотсона и основные идеи бихевиоризма сильно повлияло открытие русским физиологом И.П. Павловым классических условных рефлексов. Во многом под влиянием работ Павлова, хотя сам Павлов полагал, что они поняли его неверно, Уотсон заявил, что наблюдение над поведением может быть описано в форме стимулов (S) и реакций (R).

В доказательство правоты бихевиористической теории, Джон Уотсон и Розали Рейнер ставят эксперимент, который стал известен под названием «маленький Альберт».

Уотсон и Рейнер выбрали для экспериментов 11-месячного младенца «Альберта Б.», который был вполне нормально развитым ребенком. Сначала экспериментаторы проверили реакции маленького Альберта, показывая ему белую крысу, маски, горящую газету и хлопковую пряжу. Ничего из этого не выявило страха у мальчика.

Затем они приступили к формированию реакции страха. Одновременно с тем, как Альберту давали поиграть с белой крысой, экспериментатор бил молотком по стальной полосе так, чтобы малыш не видел молотка и полосы. Громкий звук пугал Альберта. Таким образом, ребенок стал пугаться и самой крысы (без удара). На данном этапе условный рефлекс страха на крысу закрепился у маленького Альберта.

Через пять дней Альберт снова оказался у экспериментаторов. Они проверили его реакцию: обычные игрушки не вызывали негативной реакции. Крыса же всё еще пугала малыша. Экспериментаторы проверили, не случился ли перенос реакции страха на других животных и похожие предметы. Выяснилось, что ребенок действительно боится некоторых животных и предметов, не связанных с крысой (например, кролика (сильно), собаки (слабо), мехового пальто и др.).

Исследования Э. Торндайка в рамках бихевиоризма

Эдвард Торндайк  – выдающийся американский психолог, основатель теории научения, автор таких трудов как «Интеллект животных», «Основы обучения», «Педагогическая психология» и др.
Торндайк не считал себя бихевиористом, хотя его законы и исследования часто характеризует его как сторонника этого направления.

Еще в Гарвардском университете, под присмотром своего наставника У. Джеймса, Э. Торндайк занялся опытами над животными. Он стал обучать цыплят навыкам прохождения лабиринта, причем это происходило в подвале дома Джеймса, т.к. в университете не было место для лаборатории. Фактически это была первая в мире экспериментальная лаборатория по зоопсихологии.

В своих экспериментах в Колумбии он изучал закономерности адаптации организма к необычным условиям, с которыми он не может справиться, когда располагает только набором программ поведения. Для исследования он изобрел специальные «проблемные ящики», которые представляют собой экспериментальные устройства различной степени сложности. Животное, помещенное в такой ящик, должно было, преодолевая различные препятствия, самостоятельно найти выход и решить проблему.

Опыты ставились в основном над кошками, но имелись также ящики для собак и обезьян. Помещенное в ящик животное могло выйти из него и получить угощение, лишь приведя в действие специальное устройство — нажав на пружину, потянув за петлю и т. п. Результаты исследований отображались на графиках, которые он назвал «кривые научения». Таким образом, целью его исследования было изучение двигательных реакций животных.

В результате эксперимента выяснилось, что поведение животных было однотипным. Они совершали множество беспорядочных движений — бросались в разные стороны, царапали ящик кусали его и т.д., пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих пробах число бесполезных движений уменьшалось, животному требовалось все меньше времени чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно. Данный вид обучения стал называться обучением по принципу  «проб и ошибок».

Далее Торндайк сосредоточился на изучении зависимости связей, которые лежат в основе научения, от таких факторов, как поощрение и наказание. На основе полученных материалов он вывел основные законы научения.

1. Закон повторяемости (упражнения) — чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее.
2. Закон эффекта — из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения. (Связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением).
3. Закон готовности — образование новых связей зависит от состояния субъекта.
4. Закон ассоциативного сдвига — если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.

Торндайк сформулировал концепцию «распространения эффекта». Эта концепция подразумевает готовность усвоить сведения из областей, смежных с теми областями, которые уже знакомы. Он также заметил, что научение одному виду деятельности может даже препятствовать овладению другим («проактивное торможение»), а вновь освоенный материал способен иногда разрушать что-то уже выученное («ретроактивное торможение»).

Эти два вида торможения связаны с феноменом памяти. Забывание какого-то материала связано не только с течением времени, но и с влиянием иных видов деятельности.

Исследования Б. Скиннера в рамках бихевиоризма

Беррес Скиннер — американский психолог, писатель, продолжатель идей Дж. Уотсона, который разработал теорию оперантного научения.

Он считал, что человеческий организм — это «черный ящик». Все, что наполняет этот ящик (эмоции, мотивы, влечения),  нельзя объективно измерить, поэтому их следует исключить из сферы эмпирического наблюдения. А вот поведение можно объективно измерить, собственно, этим Скиннер и занимался.

Он не принял идею о личности, которая направляет или стимулирует поведение. Скиннер считал, что поведение порождается не силами, которые находятся внутри человека (например, чертами, потребностями, мыслями, чувствами), а силами, которые лежат вне человека. Это значит, что поведение человека регулируется не изнутри, а снаружи (окружающей средой). Изучение личности по Скиннеру — это нахождение своеобразного характера взаимоотношений между поведением организма и результатами этого поведения, которые и подкрепляют его в последствии. Этот подход фокусируется на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения.

Б. Скиннер, также как и Дж. Уотсон, интересовался таким явлением как научение. Он даже разработал концепцию оперантного научения, которая базировалась на законе эффекта, который был открыт Э. Торндайком.

Оперантное научение — это метод обучения, который включает в себя систему поощрений и наказаний с целью усилить или прекратить определенный тип поведения. При этом организм ассоциирует свое поведение с последующим результатом. Такое научение направлено ​​на подкрепление контролируемого индивидом поведения.

Например, человек пытается научить собаку выполнять команду. Когда собака успешно справляется (т.е. выполняет команду), она получает поощрение (похвалу, лакомство). Когда собака не справляется с заданием, она не получает поощрение. В итоге, у собаки устанавливается связь между определенным поведением и возможностью получить награду.
Подобным образом, можно и отучить собаку, например, делать «свои дела» на ковер. Только использовать придется систему наказаний (например, отругать пса). Получается своеобразный метод «кнута и пряника».
По этому поводу советую прочитать интереснейшую книгу Карен Прайор, которая называется «Не рычите на собаку! Книга о дрессировке людей, животных и самого себя «.

Скиннер проводил эксперименты над голодными животными (крысы, голуби), которых помещал в ящик, который получил название «ящик Скиннера». Ящик был пуст, внутри находился лишь выступающий рычаг, под которым стояла тарелка для еды. Оставленная одна в ящике, крыса передвигается и исследует его. В какой-то момент, крыса обнаруживает рычаг и нажимает на него.
После установления фонового уровня (частота, с которой крыса вначале нажимает на рычаг) экспериментатор запускает в действие кассету с пищей, расположенную снаружи ящика. Когда крыса нажимает на рычаг, небольшой шарик пищи выпадает в тарелку. Крыса съедает его и вскоре снова нажимает на рычаг.
Пища подкрепляет нажатие на рычаг, и частота нажатий растет
. Если кассету с пищей отсоединить, так что при нажатии на рычаг пища больше не подается, частота нажатий будет уменьшаться. 

Таким образом, Скиннер заметил, что оперантно обусловленная реакция при неподкреплении угасает точно так же, как и классически обусловленная реакция. Исследователь может установить критерий дифференцировки, подавая пищу только тогда, когда крыса нажимает на рычаг при горящей лампочке, и тем самым вырабатывая условную реакцию у крысы путем избирательного подкрепления. Свет тут служит стимулом, который контролирует реакцию.

Скиннер также добавляет положения о двух видах поведения: респондентное и оперантное поведение.
Респондентное поведение — это  характерная реакция, вызываемая известным стимулом; стимул, при этом, всегда предшествует реакции. В качестве примера можно привести сужение или расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по коленному сухожилию и дрожь при холоде.
Оперантное поведение — это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Вызванное оперантным научением такое поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией. Т.е. за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем.
Например, катание на роликах, игра на гитаре, написание собственного имени – это образцы оперантной реакции (или операнты), контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением.

Когнитивный бихевиоризм Э. Толмена

Эдвард Толмен — американский психолог, представитель необихевиоризма, автор концепции «когнитивных карт» и создатель когнитивного бихевиоризма.

Он отвергал закон эффекта Э. Торндайка, считая, что вознаграждение (поощрение) оказывает слабое воздействие на научение. Вместо этого Э. Толмен предложил когнитивную теорию научения, предполагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает создаваемые связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма.

Толмен предположил, что поведение является функцией пяти основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст.

Он считал, что бихевиористская модель S-R должна быть дополнена. По его мнению, формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) — промежуточные переменные (организм) — зависимая переменная (реакция), т.е. S-O-R.

Промежуточными переменными является все, что связано с организмом (О), и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение. Таким образом, средним звеном являются недоступные прямому наблюдению психические моменты (например, ожидания, установки, знания и др.). Примером промежуточной переменной может являться голод, который невозможно увидеть у подопытного (животного или человека). И тем не менее голод можно объективно и точно связать с экспериментальными переменными, например с длительностью того отрезка времени, на протяжении которого организм не получал пищу.

Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Главный вывод из этих опытов свелся к тому, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы.

Поведение предваряют своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты».
Когнитивная карта — это субъективная картина, имеющая пространственные координаты, в которой локализованы отдельные воспринимаемые объекты.
Эти «карты» животное строит само. Они и ориентируют его в лабиринте. По ним животное, запущенное в лабиринт, узнает, куда и как ему нужно добраться.

Положение о том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальттеорией. Учтя ее, Толмен разработал собственную теорию, названную когнитивным бихевиоризмом.

На современном этапе развития психологии достаточно сложно представить ее как целостную независимую науку. Связь психологии с другими дисциплинами очевидна и неоспорима. Наиболее заметное влияние на развитие психологического знания оказано естествознанием и биологией. В процессе становления психологии возникали различные направления, которые выдвигали свои представления, принципы осмысления душевной жизни и аспекты того, что понимается под психической реальностью.

Очень сложно описать бихевиоризм в психологии кратко и понятно. Он считается одним из важных направлений, которое в начале 20 века имело революционное значение для развития и становления психологии как фундаментальной науки в общем.

Бихевиоризм — это направление в психологии, которое отрицало наличие сознания у индивида как самостоятельный феномен и отождествляло его с поведенческими реакциями человека на разнообразные раздражители внешней среды. Представители доктрины считали, что практическое изучение сознания возможно только посредством объективного рассмотрения поступков и действий. Иначе говоря, те чувства, мысли и эмоции, которые испытывает человек в процессе жизнедеятельности, сводятся к двигательным актам, а они, в свою очередь, вырабатываются на основе предыдущего житейского опыта.

Определение понятия

Английское слово behavior буквально переводится как «поведение». В общем понимании, представители бихевиоризма занимаются изучением реакций человека и животных. В основе метода лежит исследование раздражения и ответных двигательных актов.

Базовая идея заключается в том, что в основе психологического знания лежит не сознание, а поведение. Систематический бихевиористский подход допускает, что поведение состоит из рефлексивных действий, реакций на определенные внешние раздражители, последствий индивидуального опыта, таких как наказание либо подкрепление, в совокупности с текущим мотивационным состоянием и ограничивающими стимулами контроля. Главную роль в предопределении поведения, по мнению бихевиористов, играют средовые факторы, хотя важность наследственности при этом не опровергается.

Центральной категорией этого направления является понятие стимула. К нему принято относить любое внешнее воздействие на личность. При этом оцениваются как исходные обстоятельства, так и подкрепление или наказание, которые могут выражаться в конкретных действиях, словесном реагировании, а также эмоциональных ответах окружающих людей. Субъективное индивидуальное чувствование и переживание в данной ситуации не опровергаются, но ставятся в зависимость от сторонних влияний и побуждений. Бихевиористический подход рассматривает личность человека как результат осознания и проработки им последствий своего поведения.

История возникновения

Долгое время основным методом изучения психики человека считалась интроспекция. Еще в начале 20 века исследователи психологического знания оперировали такими субъективными категориями, как чувства, эмоции, которые невозможно было подвергнуть предметному анализу. Главными недостатками используемого понятийного аппарата того времени были: отсутствие экстроспективных измерений и разрозненность получаемых данных, которые невозможно было связать в единую концепцию.

На этой почве возникает новый подход, который опровергает все субъективное и делает своей задачей перевести умозрительные измышления гуманитариев на язык предметного наблюдения. Согласно основоположникам бихевиоризма, такие понятия, как «осознание», «страдание», «переживание» не могут называться научными, поскольку являются продуктом самонаблюдения.

В основу теории бихевиоризма как науки о поведении легли идеи Джона Локка о появлении на свет человека, который в процессе жизни формируется как личность под влиянием окружающей среды.

Идеи Джона Уотсона

В противовес сложившимся в тот период идеям, американский психолог Джон Уотсон в 2019 году предложил схему, которая объясняет поведение всего живого на земле с помощью двух взаимодействующих составляющих: стимула (S) и реакции ®. По его мнению, любой стимул, направленный извне, вызывает реакцию живого организма.

Данные элементы подвергались измерению и их легко можно было описать. Уотсон как основатель направления провозгласил: «Поток сознания мы заменим потоком активности». При этом активность — внешняя и внутренняя — описывалась как реакция, к которой относились объективно фиксируемые изменения организма: двигательные акты, секреторная деятельность и т. п. Стимул (S) порождает реакцию ® и от него зависит характер данной реакции.

Основываясь на этом положении, Уотсон пытался разработать программу по управлению поведением человека. Он считал, что при верном подходе можно полностью предсказать социальное поведение личности, а также контролировать и формировать людей определенных профессий, воздействуя на окружающую среду.

Широкую известность приобрели исследования Уотсона, проводимые на младенцах. Им были определены три инстинктивные реакции, заложенные в человеке природой — это страх, гнев и любовь. Уотсон утверждал, что остальные ответные поведенческие реакции являются следствием наложения на первичные. Процесс формирования сложных моделей поведения не был сформулирован ученым, но его идеи были популярны в социальной психологии и социологии.

Теория Павлова

Говоря о бихевиористике, в психологии нельзя не отметить существенный вклад в это учение Павлова. Именно на его идеях возникали все принципы поведенческой психологии. Русский психолог пытался изучать пути формирования условного рефлекса у собак. Им было выявлено, что у животных на базе безусловных рефлексов возникают соответствующие поведенческие реакции. При этом опытным путем было доказано, что используя внешние раздражители возможно сформировать приобретенные, то есть условные (возникающие при определенных условиях) рефлексы. Это делает вероятным корректирование существующих реакций, а также выработку новых моделей поведения.

Исследования Торндайка

Эдвард Ли Торндайк считается непосредственным основоположником школы бихевиоризма. Ученый ставил свои эксперименты на грызунах и птицах. Его исследования были нацелены на спасение из «проблемного ящика». Ящик представлял собой экспериментальное сооружение, в котором находились лабораторные животные. Если испытуемым удавалось выбраться из заточения, то они получали положительное подкрепление. Исследования Торндайка позволили сделать вывод, что животные строят свое поведение на основе метода «проб, ошибок и случайного успеха». Этот феномен он предложил назвать оперантным обучением.

Торндайк считал мотивационной побудительной силой поведения не внешний стимул, а проблемную ситуацию, то есть те средовые условия, для приспособления к которым субъект не имеет готовой поведенческой реакции и вынужден ее создать собственными усилиями.

Необихевиоризм

В 30-х годах 20 века появляется новая ветвь в общем бихевиоральном направлении — необихевиоризм, который внес в классическую схему S (стимул) — R (реакция) промежуточный фактор. Основная идея Толмена сводилась к тому, что на поведение человека помимо стимула оказывают влияние различные внутренние мотивы, цели, познавательные карты, намерения и т. п. Было доказано, что поведение может возникать, видоизменяться и совершенствоваться без внешних стимулов или их изменений.

Представления Скиннера

Один из наиболее авторитетных основоположников направления — Скиннер в 60-х годах 20 века предположил, что поведение может формироваться по другому принципу: определятся не стимулом, а вероятностными последствиями поведения. Им предполагалось, что человек или животное, обладая благоприятным опытом, будет пытаться повторить его, или же, напротив, избегать, если проба имела негативные результаты. Таким образом, вероятностные последствия управляют субъектом. Контролировать поведение можно, если подкреплять желаемые реакции вознаграждением или наказывать за нежелательные действия.

Эта теория легла в основу разработанного Скиннером программированного обучения, предусматривающая пошаговое овладение деятельностью. Взаимосвязь «проблемная ситуация — реакция» имеет определенные признаки:

  1. проблемная ситуация;
  2. противостояние организма;
  3. активные действия в поисках выбора;
  4. научение методом упражнения.

Важно отметить, что Торндайк воспринимал сознательное стремление живого организма к цели как побуждающую причину, а не как феномен, требующий объяснения и изучения.

Идеи Торндайка более всего способствовали формированию бихевиорального течения. При этом сам ученый не относил себя к бихевиористам, а называл «коннексионистом» (англ. connection — связь).

Концептуальные положения

Бихевиоризм в классическом понимании исследует преимущественно внешние проявления поведенческих реакций, при этом практически нет разделения между рефлексами человека и других живых существ. Вся психическая деятельность приравнивается к ответным двигательным реакциям организма. Умственная деятельность и мышление отождествлялось с речевой и двигательной активностью, а эмоциональные проявления характеризовались через призму внутренних процессов индивида или другой живой особи.

В рамках этого течения не уделялось внимания изучению сознания, поскольку не представлялось возможным разложить его проявления на двигательные акты.

Личностная концепция также не была сформулирована, поскольку считалось, что формирование личности представляет собой процесс научения: подкрепление одних вариантов поведения и устранение других. Важным для бихевиористского подхода было проанализировать: как происходило научение индивида в предшествующем опыте и какие условия способствовали сохранению демонстрируемого поведения в настоящий момент.

На развитие бихевиоризма в 20 веке существенное влияние оказали естественные науки и физика. Родоначальники направления и их последователи стремились использовать в своих разработках методы естествознания.

Были выдвинуты следующие методологические подходы:

  • наблюдение за поведением в лабораторных, искусственно создаваемых и поддающихся управлению условиях;
  • наблюдение поведенческих реакций в естественной среде.

Основные эксперименты проводились с использованием животных, а полученные данные и выявленные закономерности также считались свойственными человеку. Впоследствии такая методика была подвергнута острой критике в особенности по причинам этического характера.

Основные положения

Основоположником бихевиоризма Уотсоном были сформулированы основные положения, на которых базировалось и развивалось это направление.

  • Предметом изучения психологии является поведение и реакции живых существ.
  • Психологические и физиологические аспекты жизнедеятельности индивида определяются посредством поведения.
  • Поведение живых существ рассматривается в качестве комплексных реакций организма на внешние раздражители (стимулы).
  • Выявив характер стимула, можно предугадать поведенческую реакцию на него и определенным образом контролировать поведение не только животных, но и людей.
  • Все реакции можно разделить на два вида: условные рефлексы, которые формируются в процессе жизни, и безусловные — передающиеся по наследству.
  • В результате обучения происходит закрепление успешного реагирования на конкретные раздражители и, путем многократного повторения, переход этих поступков в автоматизмы. Таким образом, благодаря условным рефлексам осуществляется формирование навыков.
  • К навыкам следует относить также мышление и речь.
  • Память — это механизм, с помощью которого происходит запоминание и удержание необходимых навыков.
  • На протяжении всей жизни человека в зависимости от изменений условий окружающей среды происходит процесс формирования новых психических реакций.
  • Не существует установленных закономерностей в становлении психики детей на разных возрастных этапах. Таким образом, отрицается возрастная периодизация развития.
  • Эмоции являются лишь реакциями на различные стимулы внешней среды.

В современной психологии теории бихевиористов не пользуются популярностью, при этом широко применяются направления, которые сформировались на основе бихевиоризма и необихевиоризма, например, когнитивная психология, рационально-эмоционально-поведенческая терапия, поведенческая психотерапия и т. п.