Гендерное воспитание и развитие мальчика и девочки: определение и примеры, задачи и подход

«Настоящий мужчина», «настоящая женщина»… Говоря так, мы имеем в виду не столько биологический пол, сколько определённые социально-психологические характеристики. С появлением в семье сына или дочери каждый родитель стремится воспитать его или её в соответствии с образом мужественности или женственности, который сложился в обществе. Мальчика мы хотим видеть сильным, целеустремлённым защитником, девочку же – милой, хозяйственной, хорошей матерью в будущем. Таким образом, гендерное воспитание детей начинается буквально с рождения.

Гендерное воспитание: что это?

Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий социальный норматив, принятый в конкретном обществе.

Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.

Гендерное воспитание направлено на:

  • освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,
  • освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,
  • овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.

Это чётко видно в играх детей дошкольного возраста: девочки играют в дочки-матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат. Мальчики же устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и гаражи, стреляют из пистолетов.

Гендерное воспитание неотделимо от общего процесса воспитания ребёнка, оно является его неотъемлемой частью.

Конечно, в первую очередь родители и воспитатели должны ориентироваться на заложенные природой особенности нервной системы и черты характера ребёнка. Например, девочка может быть неугомонной заводилой и сорвиголовой, а мальчик – спокойным, тихим и робким.

Эти психологические особенности необходимо учитывать. Но при этом развивать и те качества, которые будут необходимы в будущем для выполнения гендерной роли. Будет прекрасно, если девочка, вырастая, сможет быть мягкой, милой, нежной в семье и амбициозной, настойчивой в карьере. Или мальчик будет целеустремлённым, активным, но при этом со спокойным, добрым и отзывчивым нравом.

Гендерные различия детей дошкольного возраста

Почему же так важно в воспитании и обучении ребёнка раннего возраста ориентироваться на принадлежность к определённому полу? В психологии были проведены многочисленные исследования гендерных различий. Учёными были выявлены социально-психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов:

  1. Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера.
  2. Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
  3. У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
  4. Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.
  5. У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.
  6. Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.
  7. У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.
  8. Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.
  9. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
  10. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.

Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая детей дошкольного возраста.

Семья – основа гендерного воспитания

Принятие гендерной роли происходит в дошкольном возрасте:

  • Двух-трёхлетний малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску.
  • В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.

Психологи и педагоги подчёркивают, что развитие гендерной устойчивости происходит под влиянием социокультурных норм. Гендерные роли осваиваются ребёнком на основе родительского примера. Мать в семье выступает образцом женственности, мягкости, красоты. Отец – образцом силы, заботы, мужественности.

Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом.

Отношения, сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером, проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают это как норму супружеских отношений и будут стремиться создать крепкую и счастливую семью.

Воспитываем настоящую женщину: рекомендации родителям

  • Девочки больше нуждаются в заботе, в отличие от мальчиков. Забота, понимание, уважение – вот что необходимо девочке, чтобы почувствовать, что её любят.
  • Для девочки важно, чтобы между ней и матерью сложились доверительные, искренние отношения.
  • Также необходимо девочке внимание отца. Следует показывать девочке, что она существо другого пола, достойна внимания, уважения, любви.
  • Для девочки нужны регулярные беседы с матерью наедине, по душам. Этим она почувствует свою принадлежность к женскому миру, его отличие от мужского.
  • Мать должна привлекать дочку к женским домашним делами, передавая ей секреты ведения хозяйства.
  • Девочки очень чувствительны как к критике, так и к похвале. Почаще хвалите девочку, восхищайтесь ею.
  • Девочки уже в раннем детстве проявляют «инстинкт материнства», который проявляется в интересе к малышам, играх. Им важно обеспечить игровую среду, в которой они могли бы осваивать чисто женские занятия: куклы, наборы посуды, игрушечной мебели.
  • У девочек важно развивать крупную моторику. Хорошо подойдут для этого подвижные игры, игры с мячом, танцы. А также спортивные кружки для девочек: балет, спортивная акробатика.
  • Основное внимание девочек направлено на человека, взаимоотношения между людьми. С возрастом этот интерес становится глубже, они интересуются внутренним миром человека, его эмоциями и чувствами.

Воспитываем настоящего мужчину: советы родителям

  • Для мальчиков очень важно доверие. Проявляя доверие к сыну, родители демонстрируют таким образом свою уверенность в нём, уважение его достоинств. Для мальчиков это очень важно и расценивается как проявление любви.
  • В воспитании мальчиков очень важен личный пример и личность отца. Он должен привлекать сына к чисто мужским занятиям: спорт (футболу, хоккею, карате), мужская работа по дому. Даже если ребёнок воспитывается без отца, необходимо найти мужчину, который бы уделял внимание воспитанию мальчика: дедушку, дядю, спортивного тренера.
  • Мальчикам необходима дополнительная мотивация: меньше запретов, больше поощрений.
  • Необходимо уделять большое внимание режиму и дисциплине мальчиков, это помогает им формировать чувство ответственности.
  • Не следует ограничивать свободу в проявлении естественной эмоциональности мальчиков. Например, не стоит ругать за слезы, говоря, что «мужчины не плачут». Существует мнение, что психика мальчиков более ранима и неустойчива.
  • Для повышения самооценки, эмоциональной устойчивости мальчика важен физический, тактильный контакт с родителями.
  • Важно прививать мальчику навыки самообслуживания.
  • Мальчикам нужно развивать мелкую моторику, для этого хорошо подойдут различные пазлы, конструкторы, рисование, легкие фокусы, научные эксперименты. У них должны быть наборы для сюжетно-ролевых игр: солдатики, машинки, железная дорога. Нормально и то, если мальчик использует в играх кукол.

Воспитывая ребёнка, родителям важно знать и учитывать отличительные особенности мальчиков и девочек. Но прежде всего любому ребёнку необходима родительская любовь, безусловное принятие и уважение. Это поможет ему наиболее полно раскрыть заложенный природой потенциал и вырасти настоящим Человеком.

Педагог-психолог
Данилова Татьяна Александровна

В
результате анализа отечественных и
зарубежных психолого-педагогических
исследований было установлено, что
именно в период дошкольного детства у
всех детей, живущих в разных странах
мира, происходит принятие гендерной
роли:

 к
возрасту 2-3 лет дети начинают понимать,
что они либо девочка, либо мальчик, и
обозначают себя соответствующим образом;

 в
возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная
устойчивость: детям становится понятно,
что гендер не изменяется: мальчики
становятся мужчинами, а девочки –
женщинами и эта принадлежность к полу
не изменится в зависимости от ситуации
или личных желаний ребенка [23].

Анализ
литературы показывает, что в мировой
психолого-педагогической науке имеется
много работ, посвященных изучению
половых особенностей детей дошкольного
возраста. Большинство западноевропейских
и американских исследований утверждает,
что девочки и мальчики по-разному
воспринимают окружающую действительность,
обучаются, запоминают, думают и т.п…
Девочки превосходят мальчиков в
вербальных способностях, а мальчики
сильнее девочек в визуально-пространственных
способностях
. У мальчиков выше, чем у
девочек математические способности,
но при этом они более агрессивны, чем
девочки [7]
.

Девочки
дошкольного возраста «социальнее» и
более внушаемы, чем мальчики. Девочки
лучше справляют с простыми, рутинными
задачами, тогда как мальчики — с
более сложными познавательными
процессами
. На девочек больше влияет
наследственность, а на мальчиков –
среда. У девочек больше развито слуховое,
а у мальчиков – зрительное восприятие
и многое другое
. Однако, по мнению ученых,
здесь также очень много спорного,
проблематичного, неясного [22].

Единодушны
ученые лишь в одном — формирование
гендерной устойчивости обусловлено
социокультурными нормами и зависит в
первую очередь от отношения родителей
к ребёнку, характера родительских
установок и привязанности как матери
к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также
от воспитания его в дошкольном
образовательном учреждении.

Рассмотрим
проблемы, связанные с гендерным
воспитанием детей в дошкольном
образовательном учреждении. По многим
параметрам социального и эмоционального
развития ребёнка решающую роль играют
не только родители, но и сверстники,
которые фиксируют нарушение неписанного
гендерного кода и жестоко наказывают
его нарушителей. Дети не приемлют в
своём обществе поведенческих деприваций
и нарушений в полоролевой идентификации.
Причём феминных,женственных мальчиков
отвергают мальчики, но охотно принимают
девочки, и наоборот — маскулинных
девочек отталкивают девочки, но принимают
мальчики [31].

Некоторые
исследователи считают, что решающую
роль в формировании образа, идеальной
модели поведения играет не идентификация
или желание уподобиться некоему образцу,
а депривация, эмоциональный дефицит:
ребёнка привлекает пол того значимого
лица, от которого он был в детстве
отчуждён. Дети, чьё поведение соответствует
гендерным ожиданиям, чувствуют себя
отличными от сверстников противоположного
пола, которых они воспринимают как
непохожих, экзотических по сравнению
со сверстниками собственного пола [10].

Хотя
несоответствие гендерным стереотипам
создаёт психологические трудности для
всех детей, у мальчиков, независимо от
их будущей сексуальной ориентации,
такие проблемы встречаются гораздо
чаще:

1)
для мальчиков на всех этапах формирования
гендерной устойчивости требуются
дополнительные усилия, без которых
развитие автоматически идёт по женскому
типу;

2)
мужские качества традиционно ценятся
выше женских, и давление на мальчиков
в направлении дефеминизации значительно
сильнее, чем на девочек в сторону
демаскулинизации; (женственный мальчик
вызывает неодобрение, насмешки, а
маскулинная девочка воспринимается
спокойно и даже положительно);

3)
в раннем детстве мальчики и девочки
находятся под влиянием матерей и вообще
женщин, поэтому с возрастом мальчиков
необходимо переориентировать на мужские
образцы поведения, так как нетипичное
гендерное поведение в детстве имеет
для мужчин, независимо от их сексуальной
ориентации, множество отрицательных
последствий [12].

В
результате многочисленных исследований,
проведенных в нашей стране и за рубежом,
было установлено следующее. При обучении
детей воспитателю важно учитывать, что
девочки нуждаются в стимулах, в большей
степени построенных на основе слухового
восприятия
. Мальчики плохо воспринимают
объяснение воспитателя на слух и для
них предпочтительнее использовать
визуальные средства, построенные на
зрительном восприятии.

На
занятиях по изобразительной деятельности
важно создавать условия для того, чтобы
девочки и мальчики могли бы выразить
то, что для каждого из них интересно или
эмоционально значимо. Но при отборе
содержания для обучения детей на занятиях
рисованием, лепкой и аппликацией важно
помнить о том, что кисть руки мальчика
в своем развитии отстает от кисти руки
девочки на 1,5 года.

При
оценке поведения детей и результатов
их деятельности (рисунка, лепки,
аппликации, поделки, конструкции и т.п.)
воспитателю необходимо помнить, что
девочки крайне чувствительны к интонациям,
к форме оценки, ее публичности. Для
девочек очень важно, чтобы ими восхищались
в присутствии других детей, родителей
и т.п. Для мальчиков наиболее значимым
является указание на то, что он добился
результата именно в этом: научился
здороваться, чистить зубы, конструировать
что-то и т.п
. Каждый приобретенный навык,
результат, который мальчику удалось
получить, положительно сказывается на
его личностном росте, позволяет гордиться
собой и стремиться к новым достижениям.
Но именно у мальчиков наблюдается
тенденция к тому, что добившись результата
в каком-то виде деятельности, они так
счастливы этим, что готовы конструировать
или рисовать одно и то же, что позволяет
им утвердиться в своих достижениях, но
требует правильного понимания со стороны
воспитателя.

Мальчики
очень любят дружеские потасовки, что
не является проявлением агрессии и
создает у детей положительный эмоциональный
фон. Воспитатели не всегда правильно
понимают потребность мальчиков в этих
потасовках и резко прерывают их, лишая
детей радости, которую они при этом
испытывают
. Очевидно, настало время для
того, чтобы сформировать у воспитателей
правильное отношение к подобного рода
занятиям мальчиков и научить их руководить
ими
.

Особенно
заметны различия девочек и мальчиков
дошкольного возраста в игровой
деятельности. Ученые отмечают разное
содержание и игровые стили, которые
часто не могут быть реализованы детьми
в силу того, что воспитателям – женщинам
ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые
темы. Шумные, наполненные движением
игры мальчиков вызывают у воспитателей
раздражение, создают неудобства, так
как они считают, что такого рода игры
являются лишь бессмысленной беготней
и могут привести к травме, а, следовательно,
им не место в жизни группы и они должны
быть прекращены
. В результате мальчики
лишены истинно «мужских игр», что
отрицательно сказывается на их личностном
развитии [16].

При
совместном воспитании мальчиков и
девочек очень важной педагогической
задачей является преодоление разобщенности
между ними и организация совместных
игр, в процессе которых дети могли бы
действовать сообща, но в соответствии
с гендерными особенностями. Мальчики
принимают на себя мужские роли, а девочки
– женские
. Аналогичным образом может
быть построена и театрализованная
деятельность
.

Особого
внимания со стороны педагогов требуют
проблемы, связанные с организацией
предметно-пространственной среды.
Общеизвестно, что среда является одним
из основных средств развития личности
ребенка, источником его индивидуальных
знаний и социального опыта.
Предметно-пространственная среда не
только обеспечивает разные виды
активности дошкольников (физической,
игровой, умственной и т.п.), но и является
основой его самостоятельной деятельности
с учетом гендерных особенностей. Роль
взрослого в данном случае состоит в
том, чтобы открыть перед мальчиками и
девочками весь спектр возможностей
среды и направить их усилия на использование
отдельных элементов ее с учетом гендерных
и индивидуальных особенностей и
потребностей каждого ребенка.

Вместе
с тем, в психологических особенностях
воспитания укоренен дисбаланс предметной
среды в сторону преобладания «девчоночных»
материалов и пособий, так как они ближе
женщине-воспитателю, к тому же создают
ощущение безопасности, в отличие от
игрушек, которые предпочли бы мальчики.

Становится
очевидным, что при воспитании
ребенка-дошкольника в семье и
образовательном учреждении существует
много проблем, связанных с формированием
у детей гендерной идентичности, решение
которых становится вполне реальным,
если подойти к ним с учетом современных
достижений психологии и педагогики.

Работа
по формированию поло-ролевого поведения
нацелена на ознакомление детей с
качествами мужественности и женственности,
проявлениями и предпочтениями мужчин
и женщин в разных видах деятельности,
их ролями в семье, на формирование
навыков и умений поведения, а также
выработку отношения детей к понятиям
красоты, любви, доброжелательных
отношений и формирование этих отношений
между девочками и мальчиками в группе.
Это направление связано с созданием
условий для проявления и переживания
детьми определенных чувств, характерных
в большей степени тому или иному полу,
например: гордости, смелости, отваги у
мальчиков; заботы, сочувствия, ласки —
у девочек [14].

По
мнению ученых, наиболее благоприятным
возрастным периодом для начала этой
работы является четвертый год жизни.
Рассмотрим особенности данного
возрастного периода более подробно. С
четвёртого года жизни ребёнок осознаёт
свои возможности, осознаёт себя как
индивидуальность
. Как проявит себя
ребенок в этом возрасте, –– робким или
уверенным, –– таким будет и в жизни.
Происходит мощное развитие интеллекта.
В этот период очень важно воспитание
вежливости, сдержанности, скромности.
Ребенок должен знать не только свои
права, но и свои обязанности
. В этом
возрасте ребенок осознает различие
людей по полу, он опирается при этом на
внешние признаки (одежду, длину волос
и пр.)
. Представления о собственном поле
еще не стойкие и дети 4-х лет часто
полагают, что пол можно изменить. Часть
детей при ясном осознании своего пола
в то же время высказывают предпочтение
другому полу
. Например, девочка в игре
“Дочки-матери” хочет изображать отца
или сына.

В
5 лет идет интенсивный процесс формирования
ребенка как личности в социальном,
интеллектуальном, эмоциональном и
физическом плане. Завершается
первоначальное базовое овладение речью.
По осмыслению “Я”, самооценке, уровню
развития речи, ориентации в окружающем
можно дать прогноз успехов в школе и
жизни
. В этом возрасте совершенствуются
тонкая моторика, что стимулирует развитие
речи, мышления и психики в целом
. Поэтому
необходимо предоставить детям возможность
играть с конструктором, больше рисовать,
можно обучать игре на музыкальном
инструменте
. Особенно надо поощрять
рисование, т.к. рисунок –– своеобразная
детская речь
. Рисование способствует
половой самоидентификации, управляет
эмоционально-смысловым поведением
ребенка и помогает ему освободиться от
возможных последствий психотравмирующих
ситуаций. Тематика детских рисунков
обусловлена многими факторами
. Один из
них –– принадлежность ребенка к
определенному полу
. Общая направленность
на идентификацию со своим полом придает
определенное содержание и рисункам
ребенка: мальчики рисуют строительство
домов и городов, дороги с мчащимися
автомобилями, самолеты в небе, корабли
в море, а также войны, драки, потасовки.
Девочки тяготеют к женским ролям, рисуют
“хорошеньких девочек” и принцесс,
цветы, сады, всевозможные орнаменты, а
также мам, гуляющих с дочками [9].

В
некоторых случаях в деятельности ребенка
можно найти исключительную приверженность
к ценностным ориентациям другого пола,
когда вдруг мальчики начинают увлекаться
рисованием принцесс и цветочков, а
девочки рисуют батальные сцены. Такая
идентификация с другим полом обусловлена
тем, что ребенок выбирает своего кумира
среди представителей другого пола (чаще
старший брат или сестра) и бессознательно
следует за всеми его проявлениями.
Постепенно, в условиях нормальных
отношений в семье доминирующее влияние
кумира уступает место сложившимся в
субкультуре общественным ожиданиям
[12].

Большое
значение имеет знакомство ребенка со
сказками. Они возбуждают любопытство,
любознательность, обогащают жизнь
ребенка, развивают интеллект, помогают
познать себя в будущем
. Часто дети
представляют себя героями сказок
(женихом, невестой).

В
старшем дошкольном возрасте у девочек
и несколько позже у мальчиков встречается
явление, называемое “детским романтизмом”
–– склонность к романтическому обожанию
и настоящей влюбленности. В поведении
девочек появляется кокетство –– она
вертится перед зеркалом, примеряет
разные платьица и т
. д.

Современные
исследователи считают, что в возрасте
от 5 до 8 лет создается “любовная карта”
человека, которую можно рассматривать
как записанную в мозге программу
индивидуальных психологических и
физиологических особенностей любовного
чувства и эротизма (идеальный образ
любовника), т. е. формируется сексуальная
ориентация. По данным родителей основная
часть, как мальчиков, так и девочек
испытывали первую влюбленность в 5-6 лет
[32] .

Исследователи
полагают, что развивающееся у детей
понимание связанных с полом представлений
–– гендерных схем –– способствует
определению того, какие установки и
модели поведения будут ими усваиваться.
Эти связанные с полом представления и
понятия закономерно развиваются на
протяжении дошкольного периода. Первый
уровень понимания, достигаемый в
промежутке между 2 и 5 годами, называется
половой идентичностью. В этом возрасте
дети, несмотря на то, что могут относить
людей в соответствующую полу категорию
(мальчик –– девочка, дядя –– тетя), не
вполне понимают, в чем заключаются
различия между ними
. Дети этого возраста
считают, что пол можно изменить, изменяя
внешний вид, например, поменяв одежду.
Они могут не понимать, что только мальчики
способны стать папами, а девочки ––
мамами
. Между 5 и 7 годами, дети достигают
понимания постоянства пола, т.е
. понимания
того, мальчики непременно становятся
мужчинами, а девочки –– женщинами, и
что пол константен, внеситуативен и
устойчив во времени [23].

Таким
образом, к старшему дошкольному возрасту,
ребенок уже твердо идентифицирует себя
с тем или иным полом, осознает необратимость
половой роли. Пол в этом возрасте
“переделать” уже невозможно и исправлять
погрешности поло-ролевого воспитания
после этого возраста трудно
. Половая
идентичность (по Кагану В. Е.) как единство
переживания и поло-ролевого поведения
уже сформирована [17].