Масло для воздушного поршневого компрессора: маркировка, подходящая вязкость и марка

Компрессор находит широкое применение в различных областях нашей жизни. Удовольствие это недешёвое, и пользователю необходимо проявлять постоянную заботу и внимание к своему помощнику. В этом деле невозможно обойтись без компрессорного масла. Оно играет важнейшую роль в эффективности функционирования агрегата и его долговечности. О том, каких видов бывает масло для компрессора, как правильно его выбирать, когда и как следует менять смазку, и пойдет речь в данном материале.

Компрессорное масло ─ предназначение и особенности применения

Главным предназначением масла для компрессоров является смазка трущихся деталей. Данный состав часто находится в тесном контакте с горячим сжатым газом и сильно греется. Чтобы в подобных условиях сохранять высокую работоспособность, масло должно обладать уникальными свойствами. Так, к качествам смазки относятся такие функции, необходимые для воздушных агрегатов:

  • поддерживание нужной температуры во время работы двигателя;
  • сокращение энергозатрат в процессе эксплуатации аппарата;
  • возможность сэкономить на длительной работе оборудования без замены жидкости;
  • обеспечение надёжной герметичности для высокопроизводительной работы без перебоев;
  • защита от коррозии и снижение сроков износа деталей;
  • защита от появления нежелательных частиц в местах соприкосновения подвижных элементов;
  • гарантия от заклинивания при очень высоких нагрузках.

Виды используемого масла

Современный рынок предлагает большое разнообразие компрессорных средств смазки, применяемых в различных агрегатах. В зависимости от своего состава, типа оборудования и выполняемых функций, эти жидкости делятся на несколько видов.

Виды масел по составу

По этой классификации компрессорные масла делятся на следующие виды.

  1. Синтетические составы. Они отличаются способностью сохранять высокую степень вязкости при экстремальных температурах, поэтому применяются для длительной работы с большими нагрузками и повышенным давлением. Такие средства обеспечивают долговечность оборудования и высокую производительность. Недостатком можно назвать дороговизну.
  2. Минеральные составы. Они не считаются универсальными. Такие масла используют при работе в помещениях с регулярными непродолжительными перерывами. Несомненным плюсом является доступная цена.
  3. Полусинтетические составы. Они содержит присадки, придающие деталям износостойкость. Такие масла обеспечивают экономию энергии, способны функционировать в условиях низких температурных режимов, эффективны в борьбе с нагаром. Недостаток ─ высокая цена.

Виды масел по группам компрессорного оборудования

В разных группах компрессоров применяются различные виды жидких смазок, отличающиеся техническими характеристиками. Так, конструкции воздушных поршневых и роторных компрессоров нуждаются в двух системах смазки: для  элементов цилиндра и деталей, имеющих отношение к картеру: поперечной головки, подшипников, шатунов и браслетов. В первом случае необходимо давление масла, которое нагнетается многоплунжерным насосом ─ лубрикатором.  Во втором случае в процессе работы смазочные материалы находятся в постоянном контакте с горячими газами, что требует высокого качества используемых средств. В частности, в условиях работы при 180 градусах смазывающее средство должно противостоять термическому окислению, поэтому в нем должны содержаться специальные присадки, препятствующие появлению нагара.

На заметку! Роторным агрегатам необходима вязкая жидкость от 7 мм2/с. В этом случае большую роль играет способность смазки к уплотнению. Кроме, того она выполняет функцию охлаждения паров.

Особыми свойствами обладают смазочные жидкости, используемые в компрессорных установках для холодильников и кондиционеров. Они должны выполнять свои функции в условиях как высоких, так и низких температур. Учитывая, что холодильник служит для хранения продуктов питания, используемые масла должны отвечать экологическим требованиям и содержать детали в чистом виде.

Великолепными свойствами обладают турбинные масла, применяемые в паровых турбинах и крупных гидравлических установках. Они отличаются высокой стойкостью, эффективно борются с коррозией и защищают подвижные детали от преждевременного износа, обеспечивая долгую бесперебойную работу агрегатов.

Виды масел по условиям эксплуатации

Такая классификация предусматривает четыре основные группы:

  • в первую входят смазки, пригодные для средних нагрузок до +160 градусов;
  • ко второй относятся масла, рассчитанные также на средние нагрузки, но до +180 градусов;
  • к третьей причисляются составы, выдерживающие высокие нагрузки до +200 градусов;
  • в четвертую относят средства, способные работать при экстремальных нагрузках свыше +200 градусов.

Маркировка масел

Все масла имеют свою маркировку, которую нужно уметь расшифровывать. В качестве примера будут рассмотрены составы с обозначениями на этикетке  «КС-19п» и «К3-10н»:

  • буква «К» говорит о том, что это масло компрессорное;
  • число после дефиса (19 и 10) обозначает уровень вязкости, которая определяется в мм2/ч при 100 градусах;
  • буква «п» указывает на содержание присадок;
  • наличие буквы «С» свидетельствует о содержании сернистых нефтепродуктов в жидкости;
  • число после «К» (3) указывает на принадлежность к группе масел;
  • буква «н» говорит о наличии присадки, понижающей градус застывания.

Смазки компрессорного оборудования, произведенные за рубежом, имеют другую маркировку, согласно стандартам ISO 6743/3 и DIN 51506.

На заметку! Буква L в обозначениях по стандарту DIN 51506 указывает на наличие присадок

По вязкости импортные продукты смазки имеют свой стандарт, который сокращённо обозначается тремя буквами SAE. Чем выше число в маркировке, тем выше вязкость. Различаются сезонные масла: SAE-20, 30, 40. Самыми вязкими являются летние виды масел, а самыми текучими ─ зимние. В обозначении зимних средств смазки присутствует буква W. При маркировке всесезонных смазочных средств используют две цифры: первая для минусовых температур, вторая ─ для плюсовых.

Критерии выбора

Выбирая смазочный материал для компрессора, нужно быть крайне осторожным и сначала рассматривать составы, рекомендуемые заводом изготовителем. Тем более нельзя лить моторные масла, ведь двигатели автомобиля и компрессора значительно отличаются. Первостепенное значение при выборе материала для смазки имеет его качество.

Для поршневого оборудования

Основные требования к смазочным средствам для поршневых компрессоров выглядят так.

  1. Рабочая температура. Параметр зависит от времени использования смазки и свойств самого аппарата. Замену жидкости производят в большинстве случаев к началу нового сезона. Универсальные составы нужно заливать в период технического обслуживания, срок проведения которого указывается производителем конкретного компрессора.
  2. Вязкость масла. Данный критерий оказывает влияние на состояние деталей. Минимальный уровень — 7. Слишком вязкая жидкость не совсем подходит для поршневых компрессоров, повышая их энергетические затраты.

На заметку! Для воздушной поршневой группы компрессоров масла должны иметь такие свойства: наличие серы ─ в пределах 3%, зольность ─ около 0,14%; влажность ─ не более 1,5%; температура возгорания ─ 350 градусов; температура вспышки ─ 100-110 градусов.

В поршневых агрегатах обычно используют минеральные и синтетические средства. Второе лучше по всем параметрам, но при периодической и кратковременной работе компрессора можно купить и минеральное масло, которое дешевле, но имеет меньший срок службы.

Для винтового оборудования

Очень тщательно нужно выбирать смазочные материалы для винтовой группы компрессоров. Они должны обладать особыми свойствами:

  • сопротивляемостью старению;
  • водоотталкивающими качествами;
  • стойкость к окислению;
  • антикоррозийными свойствами;
  • наличием специальных присадок;
  • низким уровнем пенообразования.

В винтовых установках лучше использовать синтетические и полусинтетические составы, выдерживающие высокие температуры и обладающие всеми вышеназванными особенностями. Минеральные средства им не подходят из-за повышенного уровня горючести и снижения вязкости вследствие воздействия высоких температур.

На заметку! Для роторной группы компрессоров способность смазочного материала сохранять вязкость на должном уровне при высоких температурных режимах крайне важна для безопасной работы двигателя. Поэтому здесь находят применение высококачественные индустриальные масла.

Для газовых компрессоров

Смазка газовых компрессоров имеет свои особенности. В кислородной группе из-за опасности взрыва не используют минеральные жидкости для камер высокого давления. Вакуумные компрессоры требуют применения синтетических масел. При этом состав выбирают с учётом экстрагируемой среды. При использовании хладагента возможно специальное средство для холодильных установок.

Лучшие производители

На российском рынке смазочных материалов для компрессорного оборудования представлено много достойных брендов.

  1. Одним из недорогих масел для поршневых агрегатов считается Werk. Оно подходит для всех видов указанного типа компрессоров и великолепно справляется с защитой деталей от износа независимо от нагрузок.
  2. Для смазки цилиндров и подшипников популярного в России воздушного компрессора СО-7б предусмотрено производителем масло К-12.
  3. Широкий ассортимент материалов для смазки предлагает фирма Remeza. Продукция этого производителя пользуется заслуженным спросом, обладая отменными свойствами.
  4. Минеральное средство смазки Forte на парафиновой основе обладает хорошей термостабильностью, устойчиво к возгораниям, обеспечивает чистоту деталей.
  5. Для винтовых компрессоров FIAC применяют такие масла, как Shell CorenaS3 R46, Ариан К-28, отличающиеся высокими стандартами качества.
  6. Хорошие отзывы получает масло ЗУБР для поршневых аппаратов.
  7. В вакуумных насосах большой популярностью пользуется масло ВМ 1С.

Топ-5 лучших масел

Самыми распространенными в бытовой среде являются компрессоры поршневой группы (например, российского бренда Интертул). Из множества смазочных материалов для них будет представлена пятерка лидеров рейтинга 2019 года.

  1. Mobil Rarus429 подходит для многих видов компрессоров. Масло обеспечивает высокий уровень очистки и образует минимум коксовых частиц.
  2. Ариан К-12 ─ минеральная жидкая смазка для поршневой группы аппаратов как среднего, так и высокого давления. Его показатель вязкости ─ 18-22, температура загустевания — 15 градусов.
  3. Ариан К-28 ─ минеральный состав на основе нефти с серой. Его вязкость — 26-30, температура загустевания – 10 градусов. Без присадок.
  4. BP EnersynGCS-180 ─ синтетическая группа масел для поршневых газовых аппаратов. Ему характерна повышенная температурная стабильность.
  5. Ариан КС-19 ─ минеральное средство на основе парафиновой нефти. Его вязкость ─ 18-22, температура загустевания — 15 градусов.

Смена масла

При обслуживании компрессорного оборудования обращают внимание на качество, температуру и уровень масла. Проводя ТО, нужно прочистить масляный фильтр и определить наличие/отсутствие стука (или другого шума) при работе. Замена смазки проводится в соответствии с условиями, указанными в рекомендациях завода изготовителя. При этом процессе картер и фильтр тщательно очищаются промывочным средством.

Важно! Количество смазывающего средства в компрессоре определяют при помощи регулятора уровня масла. Если состав опускается ниже положенного уровня, его доливают. Если пришло время, смазочный материал следует поменять. Плановую замену нужно производить не реже раза в год, но возможно и чаще, в зависимости от нагрузок на агрегат. Кроме того, менять необходимо грязное масло с изменённой вязкостью.

Процесс замены жидкой смазки не должен вызвать каких-либо затруднений. Следует помнить, что работа проводится только при отключённом двигателе. При этом нужно снизить давление оставшегося в агрегате воздуха. Порядок действий такой:

  • отвернуть сливную пробку и слить отработанный состав в ёмкость;
  • закрутить сливную пробку;
  • выкрутить сапун для залива;
  • при помощи лейки залить новую жидкость;
  • закрутить сапун обратно;
  • проверить работу агрегата.

Итак, чтобы компрессорный агрегат исправно служил долгие годы, необходим постоянный контроль и уход за всеми узлами и деталями. Кроме этого, нужно всегда подбирать для оборудования лучшие смазочные материалы.

Лучшие компрессоры по мнению покупателей

Компрессор PATRIOT Euro 24-240 на Яндекс Маркете

Компрессор Denzel PC 50-260 на Яндекс Маркете

Компрессор Metabo Basic 250-24 W на Яндекс Маркете

Компрессор Quattro Elementi KM 24-260 на Яндекс Маркете

Компрессор Quattro Elementi KM 50-380 на Яндекс Маркете

Статья добавлена: 02 июня 2019 в 09:08

Чтобы нормально работал воздушный компрессор, необходимо подобрать соответствующее масло для воздушного поршневого компрессора. Состав такой жидкости должен выполнять сразу несколько функций. При выборе этого продукта необходимо учитывать, что практически каждый вид отличается индивидуальными характеристиками. Для каждого конкретного случая подбирается соответствующая жидкость.

Функциональность компрессорной смазки

Чтобы достичь стабильной работы устройства, необходимо точно выяснить, какое масло заливать в поршневой воздушный компрессор. Эта жидкость должна выполнять различные функции, которые обеспечивают стабильную работу прибора при нормальном обслуживании. Невыполнение любой функции снижает производительность аппарата, может даже вывести его из строя. Важнейшими свойствами жидкости поршневого компрессора считаются:

  • Защита деталей от повышенного износа.
  • Отличный отвод тепла.
  • Уменьшение детонации двигателя.
  • Герметизация рабочей камеры сжатия.

Правильный подбор жидкости

Чтобы прибор показывал высокую производительность, нужно подобрать масло компрессорное для поршневых компрессоров, причём все его параметры должны обязательно соответствовать индивидуальным требованиям прибора.

Важнейшими показателями такой жидкости являются:

  • Степень вязкости.
  • Термоокислительные параметры.

Расход зависит от рабочей температуры. Он увеличивается при её повышении. Именно это становится причиной частой замены смазки. Какое масло залить в компрессор воздушный поршневой для уменьшения теплообменных показателей — обычно решается с учётом марки жидкости и рекомендаций производителя.

Профессионалы советуют использовать только жидкости, предназначенные для конкретной модели. Марка масла указана в техническом описании устройства. Производитель указывает оптимальный вариант. Сегодня самыми популярными смазками считаются:

  • К-19.
  • КС-19.
  • Shell P-100.
  • Mobil Rarus.
  • Shell Corena P 150.

Последний вид отличается от других своими свойствами. На его кинематическую вязкость влияет рабочая температура. Если она равна 40 градусам, значение вязкости приближается к 150 кв. мм/с. Если температура достигает 100 градусов, вязкость начинает снижаться. Её значение становится равным 10,6 кв. мм/с. Если возникает проблема, какое масло заливать в компрессор воздушный, марки Eco mak, жидкость Shell Corena P 150 можно считать идеальным вариантом.

Подбор подходящего типа

Не всегда удаётся сразу подобрать нужный тип смазки для заливки в поршневой компрессор. Важнейшим параметром в классификации считается её вязкость. Для винтовых моторных устройств основными считаются уплотняющие свойства. Допустимое значение вязкости равняется 7 мм2/с, при температуре возгорания — +180 градусов.

Что лучше: минералка или синтетика

Эта проблема возникает довольно часто. Кто-то предпочитает синтетические продукты, а кто-то считает минеральную смазку более качественной. Все зависит от частоты использования аппарата. Если компрессор включается редко, лучше заливать минералку, тем более она стоит намного дешевле. Кроме того, её рабочая температура +80 — +90 градусов. Минеральная жидкость имеет небольшой срок эксплуатации.

Свойства синтетического продукта намного лучше. Высокая вязкость даёт возможность заливать смазку в любой компрессор. Даже когда температура достигает своих максимальных значений (+200 градусов), структура жидкости остаётся неизменной, двигатель не детонирует. Поэтому такой продукт относится к универсальной группе.

Синтетика позволяет осуществлять работу при низкой температуре. Период эксплуатации такой жидкости в несколько раз больше. Конечно, стоимость синтетики намного выше, однако качество такого масла компенсирует все затраты. Жидкость активно используется в мастерских, где компрессор работает постоянно.

Обзор популярных масел

Безусловно, смазку для компрессора можно назвать специфическим материалом. Она предназначена для конкретной работы. Производители рекомендуют использовать только сертифицированные, высококачественные продукты. Заменить их можно другими материалами, среди которых самыми востребованными считаются несколько видов.

Самый популярный из них — «Ариан К-12». Минералка, предназначенная для работы поршневого компрессора. Масло застывает, когда температура опускается ниже — 25 градусов. Вязкость колеблется в диапазоне 11—14 мм2/с.

BP Enersyn GCS 180. Синтетика. Может эксплуатироваться при большой температуре. Благодаря специальным ингибиторам окисления защищает детали от появления коррозии.

Mobil Rarus 429. Относится к универсальным продуктам. Может эксплуатироваться в любом компрессоре. Обладает отличной вязкостью, воспламеняется при высокой температуре. Смазка рассчитана на длительный срок эксплуатации.

«Ариан К-28». Универсальное минеральное масло. Степень вязкости находится в диапазоне 26—30 мм2/с. В составе жидкости практически отсутствует сера. Благодаря отсутствию различных механических примесей жидкость можно использовать при температуре -10 градусов.

«VDL 100 Fubag». Специальный продукт для заливки в поршневой компрессор. Благодаря специальным присадкам смазка защищает детали от окисления, когда температура достигает высоких значений. Жидкость предотвращает появление гари на поверхности деталей.

Расшифровка маркировки

В России применяется специальное обозначение смазки. Чтобы правильно выбрать тип масла, необходимо знать, как расшифровывается обозначение.

Очень часто для заливки в компрессор используется жидкость марки КС-19П с обозначениями:

  • «К» — компрессорный;
  • «С» — изготовлено из сернистой нефти;
  • «п» — в его составе находятся специальные присадки;
  • 19 — значение вязкости, когда температура достигает 100 градусов.

Рекомендации профессионалов

Желательно заливать в аппарат смазку, указанную производителем. Она даёт максимальную производительность и полностью соответствует характеристикам прибора.

Уровень масла должен превышать требуемый объем. В этих устройствах отсутствует отдельная смазочная система. Масло попадает непосредственно в систему после захвата шатуном смазки из картера.