Методы обучения: какие бывают виды и приемы преподавания, их классификация и современное определение

Методы обучения в педагогике предназначены для передачи знаний от учителя к ученику. Для достижения наилучших результатов в процессе воспитания и обучения необходимым условием является сочетание основных методов с нетрадиционными.

Методы обучения представляют собой процесс взаимодействия учителя с учениками, результатом чего является передача и усвоение знаний, умений и навыков, которые был предусмотрены содержанием обучения.

Средства обучения в педагогике это – объекты, применяемые учителем в процессе усвоения знаний учащимися. Другими словами, это любые материалы, которые использует педагог в процессе обучения и воспитания.

Объекты, выполняющие функцию обучения, делятся на материальные (учебники, таблицы, иллюстрации) и идеальные (знания и умения учителя и учеников).

Методы обучения в педагогике ↑

Современная педагогика предполагает классификацию методик обучения, исходя из источника получения знаний.

Основными являются:

  • словесный;
  • практический;
  • наглядный.

Весьма популярными стали и нетрадиционные способы обучения, предполагающие внесение в процесс значительной доли творчества.

Словесный

Его основой является слово, а задача учителя – преподнести информацию учащимся посредством слов. Словесный прием является ведущим в системе обучения, поскольку позволяет передать большой объем информации в минимальный промежуток времени.

Словесный метод обучения включает: рассказ, лекцию, объяснение, беседу, дискуссию, а также самостоятельную работу с учебником.

В отличие от рассказа и лекции (монологические методы), беседа и дискуссия (активные методы) подразумевают включение учащихся в обсуждение материала, что развивает их интерес к познавательному процессу.

Кроме того, дискуссия учит прислушиваться к чужому мнению и объективно оценивать значение различных точек зрения.

Работа с печатными материалами нацелена на развитие у учащихся внимания, памяти и логического мышления. Также работа с учебником помогает лучше запомнить пройденный материал.

Практический

Данный прием предполагает активную практическую деятельность учащихся. Практические методы обучения могут быть представлены в виде:

  • упражнений (выполнения учащимися умственных, либо практических действий, целью которых является овладение определенным навыком в совершенстве);
  • лабораторных и практических работ, во время которых учащиеся изучают какие-либо явления при помощи оборудования или обучающих машин;
  • дидактических игр – моделирования изучаемых процессов или явлений.

Наглядный

Подразумевает применение в процессе обучения наглядных пособий или других средств, которые отражают суть изучаемых объектов, процессов или явлений.

Наглядные средства тесно связаны с чувственным восприятием материала, благодаря чему усвоение информации происходит в более доступной для понимания форме и надежно закрепляется в памяти учащихся.

Наглядные методы можно разделить на две группы:

  1. Иллюстрации (рисунков, таблиц, карт);
  2. Демонстрации (к нему относится просмотр кинофильмов и проведение опытов).

Последний считается наиболее эффективным, т. к. имеет более широкие возможности воздействия на сознание человека. Использование компьютера и современных технологий позволяет внедрять все новые средства в систему наглядных методов.

Эвристический

Эвристический или частично-поисковый метод обучения подразумевает постановку учителем какого-либо вопроса и поиск учащимися ответа на него. Таким образом, учащиеся не получают «готовых» знаний, но активно участвуют в поиске решения, тем самым развивая свои способности к мышлению.

Благодаря активной деятельности мозга и увлеченности поставленной задачей учащиеся получают более осознанные и прочные знания.

Методы эвристического обучения включают в себя различные конкурсы, исследования, сочинения. Эвристические формы занятий – это эвристический урок, олимпиады, интеллектуальные игры, творческие защиты, интерактивные формы обучения.

Проблемный

Под проблемным понимают обучение, протекающее в форме разрешения поставленных проблемных ситуаций. Проблема должна активировать мыслительные процессы учащихся и побудить их к активному поиску решения.

Помимо усвоения знаний, метод проблемного обучения позволяет учащимся овладеть способами их получения:

  • поисковой практикой;
  • навыками анализа;
  • самостоятельной исследовательской деятельностью;
  • компоновкой полученной информации.

Проблемное обучение предполагает использование нестандартных способов решения поставленных задач, следовательно, развивает творческие способности учащихся, требует от них проявления интеллектуальной, а также личностной и социальной активности.

Исследовательский

Суть данного метода заключается в том, что учитель не сообщает знания учащимся, они должны сами добыть их в процессе активного исследования поставленной проблемы.

Учитель формирует проблему, а учащиеся ее самостоятельно осознают, выдвигают гипотезу, составляют план по ее проверке и делают выводы.

В итоге полученные в ходе поиска знания отличаются своей глубиной, учебный процесс проходит интенсивно, а учащиеся проявляют заинтересованность к поставленной проблеме.

К сожалению, из-за больших затрат времени исследовательский метод не может применяться на уроках часто и должен сочетаться с другими методами обучения.

Репродуктивный

Согласно этому методу, знания ученикам сообщаются уже в «готовом» виде, учитель также их поясняет. Для усвоения знаний учитель дает задания, которые учащиеся выполняют по рассмотренному ранее образцу.

Критерий усвоения знаний – способность их правильно воспроизвести. Многократное повторение материала позволяет учащимся усвоить и запомнить его.

Главным преимуществом репродуктивного метода является его практичность, но процесс обучения не должен основываться исключительно на нем.

Объяснительно-иллюстративный

Данный метод является одним из самых экономных методов обучения, а его эффективность проверена многовековой практикой. Суть метода в том, что учитель преподносит информацию при помощи комбинированных средств: устного и печатного слова, наглядных и практических материалов.

Учащиеся воспринимают информацию и выполняют действия, необходимые для ее усвоения – слушают, смотрят, читают, сравнивают с ранее пройденным материалом и запоминают.

Объяснительно-иллюстративный метод широко используется в дошкольной системе образования.

Закрепление изучаемого материала ↑

Объяснение учителем материала является начальной ступенью обучения. Не менее важная составляющая усвоения знаний учениками – последующая работа по усвоению полученной информации, включающая в себя закрепление, запоминание и осмысление изложенного на уроке материала.

Основные приемы закрепления материала – это беседа, опрос и работа с учебником;

  1. Беседа включает воспроизведение (повторение) полученной информации.
  2. Воспроизведение может быть простым, резюмирующим и систематизирующим. Последние два вида имеют большое значение для развития мышления и умения вникать в суть материала.
  3. Работа с учебником позволяет учащимся остановить свое внимание на тех пунктах, которые показались особенно сложными.

Кроме репродуктивного закрепления очень эффективен творческий метод. Он может включать различные практические задания, такие как поиск примеров для подтверждения какой-либо теории в литературе и жизни.

Игровые методы в педагогике также служат отличной платформой для закрепления материала: интеллектуальные или ролевые игры с большим успехом применяются в учебных заведениях.

Самостоятельная работа учащихся по усвоению пройденного ↑

Опытные педагоги считают, что только самостоятельная работа учащихся способствует глубокому овладению знаниями и развитию мышления. Для самостоятельной работы учитель дает задание, но сам не принимает активного участия в процессе усвоения учащимися материала.

Основные методы самостоятельного усвоения материала:

  • работа с учебником (вдумчивое изучение и осмысление материала);
  • тренировочные упражнения (например, решение математических задач или запоминание исторических данных);
  • лабораторные занятия.

Обязательным условием подготовки учащихся к работе по самостоятельному усвоению материала является проведение учителем обстоятельного разъяснения. Учителю необходимо убедиться в том, что материал всем понятен и не вызывает особых трудностей.

Также задания не должны быть слишком сложными, чтобы у учащихся не появилось чувство, что они не способны справиться с поставленной задачей.

Проверка и оценка знаний ↑

Важным компонентом обучения является регулярная проверка и оценка знаний на протяжении всего учебного года. Так учитель может оценить степень усвоения материала учащимися, и в случае необходимости скорректировать ход учебного процесса.

Основные методы проверки и оценки:

  • текущая (в ходе учебных занятий);
  • четвертная (по итогам учебной четверти);
  • годовая (по итогам года);
  • переводные и выпускные экзамены.

Текущая проверка может проводиться в форме наблюдения за учащимися, и в виде устного – индивидуального, фронтального или уплотненного, и письменного опроса.

Также к методам проверки знаний относится проведение контрольных работ, оценка домашнего задания и современные формы отслеживания, например, программированный контроль – проверка знаний при помощи заданий с несколькими вариантами ответа.

Все перечисленные средства обучения практикуются как общей системой образования, так и специальной педагогикой, одной из главных отраслей которой является коррекционная педагогика, разрабатывающая основы образовательного процесса для детей с отклонениями в развитии.

Семейная педагогика также советует родителям, прибегая к методам обучения детей, использовать не один-два приема, а включать в процесс воспитания и обучения как можно больше различных методов и средств.

Видео: В чем заключаются инновационные методики преподавания

Существенной составляющей педагогических
технологий являются методы обучения— способы упорядоченной взаимосвязанной
деятельности преподавателя и учащихся.

     В педагогической
литературе нет единого мнения относительно
роли и определения понятия «метод
обучения». Так, Ю.К. Бабанский считает,
что «методом обучения называют способ
упорядоченной взаимосвязанной
деятельности преподавателя и обучаемых,
направленной на решение задач образования».
Т.А
. Ильина понимает под методом обучения
«способ организации познавательной
деятельности учащихся».
     В
истории дидактики сложились различные
классификации методов обучения, наиболее
распространенными из которых являются:

  • по внешним признакам деятельности
    преподавателя и учащихся:

    • лекция;

    • беседа;

    • рассказ;

    • инструктаж;

    • демонстрация;

    • упражнения;

    • решение задач;

    • работа с книгой;

  • по источнику получения знаний:

    • словесные;

    • наглядные:

      • демонстрация плакатов, схем, таблиц,
        диаграмм, моделей;

      • использование технических средств;

      • просмотр кино- и телепрограмм;

    • практические:

      • практические задания;

      • тренинги;

      • деловые игры;

      • анализ и решение конфликтных ситуаций
        и т.д.;

  • по степени активности познавательной
    деятельности учащихся:

    • объяснительный;

    • иллюстративный;

    • проблемный;

    • частичнопоисковый;

    • исследовательский;

  • по логичности подхода:

    • индуктивный;

    • дедуктивный;

    • аналитический;

    • синтетический.

Близко к этой классификации примыкает
классификация методов обучения,
составленная по критерию степени
самостоятельности и творчества в
деятельности обучаемых. Поскольку же
успех обучения в решающей степени
зависит от направленности и внутренней
активности обучаемых, от характера их
деятельности, то именно характер
деятельности, степень самостоятельности
и творчества и должны служить важным
критерием выбора метода
. В этой
классификации предложено выделить пять
методов обучения:

  • объяснительно-иллюстративный метод;

  • репродуктивный метод;

  • метод проблемного изложения;

  • частичнопоисковый, или эвристический,
    метод;

  • исследовательский метод.

В каждом из последующих методов степень
активности и самостоятельности в
деятельности обучаемых
нарастает.Объяснительно-иллюстративный
метод обучения
— метод, при котором
учащиеся получают знания на лекции, из
учебной или методической литературы,
через экранное пособие в «готовом»
виде. Воспринимая и осмысливая факты,
оценки, выводы, студенты остаются в
рамках репродуктивного (воспроизводящего)
мышления. В вузе данный метод находит
самое широкое применение для передачи
большого массива информации.Репродуктивный
метод обучения
— метод, где применение
изученного осуществляется на основе
образца или правила. Здесь деятельность
обучаемых носит алгоритмический
характер, т.е
. выполняется по инструкциям,
предписаниям, правилам в аналогичных,
сходных с показанным образцом ситуациях.Метод проблемного
изложения в обучении
— метод, при
котором, используя самые различные
источники и средства, педагог, прежде
чем излагать материал, ставит проблему,
формулирует познавательную задачу, а
затем, раскрывая систему доказательств,
сравнивая точки зрения, различные
подходы, показывает способ решения
поставленной задачи. Студенты как бы
становятся свидетелями и соучастниками
научного поиска. И в прошлом, и в настоящем
такой подход широко используется.Частичнопоисковый,
илиэвристический, метод обучениязаключается в организации активного
поиска решения выдвинутых в обучении
(или самостоятельно сформулированных)
познавательных задач либо под руководством
педагога, либо на основе эвристических
программ и указаний. Процесс мышления
приобретает продуктивный характер, но
при этом поэтапно направляется и
контролируется педагогом или самими
учащимися на основе работы над программами
(в том числе и компьютерными) и учебными
пособиями.Исследовательский
метод обучения
— метод, в котором
после анализа материала, постановки
проблем и задач и краткого устного или
письменного инструктажа обучаемые
самостоятельно изучают литературу,
источники, ведут наблюдения и измерения
и выполняют другие действия поискового
характера. Инициатива, самостоятельность,
творческий поиск проявляются в
исследовательской деятельности наиболее
полно
. Методы учебной работы непосредственно
перерастают в методы научного исследования.Приемы и средства обучения

В процессе обучения метод выступает
как упорядоченный способ взаимосвязанной
деятельности педагога и учащихся по
достижению определенных учебно-воспитательных
целей, как способ организации
учебно-познавательной деятельности
учащихся. Применение каждого метода
обучения обычно сопровождается приемами
и средствами
. При этом прием обучениявыступает лишь элементом, составной
частью метода обучения, асредствами
обучения (педагогические средства)
являются все те материалы, с помощью
которых преподаватель осуществляет
обучающее воздействие (учебный процесс).

     Педагогические средства
далеко не сразу стали обязательным
компонентом педагогического процесса.
Долгое время традиционные методы
обучения базировались на слове, но
«эпоха мела и разговора кончилась»,
в связи с ростом информации, технологизации
общества возникает необходимость
использовать другие средства обучения,
например технические. К педагогическим
средствам относятся:

  • учебно-лабораторное оборудование;

  • учебно-производственное оборудование;

  • дидактическая техника;

  • учебно-наглядные пособия;

  • технические средства обучения и
    автоматизированные системы обучения;

  • компьютерные классы;

  • организационно-педагогические средства
    (учебные планы, экзаменационные билеты,
    карточки-задания, учебные пособия и
    т.п.).

Классификация
методов обучения

      В мировой и отечественной
практике предпринято много усилий по
классификации методов обучения. Так
как метод категория универсальная,
“многомерное образование”, обладает
множеством признаков, то они и выступают
в качестве оснований для классификаций.
Разные авторы используют разные основания
для классификации методов
обучения.
      Предложено
много классификаций, в основу которых
положен один или несколько признаков.
Каждый из авторов приводит аргументы
для обоснования своей классификационной
модели
. Рассмотрим некоторые из
них.      1.
Классификация методов по источнику
передачи и характеру восприятия
информации (Е.Я
. Голант, Е.И. Перовский).
Выделяются следующие признаки и
методы:      а)
пассивное восприятие — слушают и смотрят
(рассказ, лекция, объяснения;
демонстрационный);      б)
активное восприятие — работа с книгой,
наглядными источниками; лабораторный
метод.      2.
Классификация методов на основании
дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П.
Есипов.)
. В основу классификации положена
последовательность приобретения знаний
на конкретном этапе (уроке):      а)
приобретение знаний;      б)
формирование умений и навыков;      в)
применение приобретенных знаний;      г)
творческая деятельность;      д)
закрепления;      е)
проверки знаний, умений и навыков.      3.
Классификация методов по источникам
передачи информации и приобретения
знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкинанидзе,
И.Т
. Огородников и др.). Методами этой
классификации являются:      а)
словесные — живое слово учителя, работа
с книгой;      б)
практические — изучение окружающей
действительности (наблюдение, эксперимент,
упражнения).      4.
Классификация методов по типу (характеру)
познавательной деятельности (М.Н.
Скаткин, И.Я. Лернер). Характер
познавательной      деятельности
отражает уровень самостоятельной
деятельности учащихся. Этой классификации
присущи следующие методы:      а)
объяснительно-иллюстративный
(информационно-репродуктивный);      б)
репродуктивный (границы мастерства и
творчества);      в)
проблемное изложение знаний;      г)
частично-поисковый (эвристический);      д)
исследовательский.      5.
Классификация методов, сочетающая
методы преподавания и соответствующие
им методы учения или бинарные (М.И.
Махмутов)
. Данная классификация
представлена следующими методами:      а)
методы преподавания: информационно —
сообщающий, объяснительный,
инструктивно-практический,
объяснительно-побуждающий,
побуждающий;      б)
методы учения: исполнительный,
репродуктивный, продуктивно-практический,
частично-поисковый, поисковый.      6.
Классификация методов по организации
и осуществлению учебно-познавательной
деятельности; методам ее стимулирования
и мотивации; методам контроля и
самоконтроля (Ю.К
. Бабанский). Эта
классификация представлена тремя
группами методов:      а)
методы организации и осуществления
учебно-познавательной
деятельности:      словесные
(рассказ, лекция, семинар, беседа),
наглядные (иллюстрация, демонстрация
и др.), практические (упражнения,
лабораторные опыты, трудовые действия
и д.р.),      репродуктивные
и проблемно-поисковые (от частного к
общему, от общего к частному),      методы
самостоятельной работы и работы под
руководством преподавателя;      б)
методы стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности:      методы
стимулирования и мотивации интереса к
учению (используется весь арсенал
методов организации и осуществления
учебной деятельности с целью психологической
настройки, побуждения к учению), методы
стимулирования и мотивации долга и
ответственности в      учении;      в)
методы контроля и самоконтроля за
эффективностью учебно- познавательной
деятельности: методы устного контроля
и самоконтроля, методы письменного
контроля и самоконтроля, методы
лабораторно-практического контроля и
самоконтроля.      7.
Классификация методов обучения, в
которой в единстве сочетаются источники
знаний, уровень познавательной активности
и самостоятельности учащихся, а также
логический путь учебного моделирования
(В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук).      8.
Классификация методов в сочетании с
формами сотрудничества в обучении
предложена немецким дидактом Л.
Клинбергом.      а)
Монологические методы:      —
лекция;      —
рассказ;      —
демонстрация.      б)
Формы сотрудничества:      —
индивидуальные;      —
групповые;      —
фронтальные;      —
коллективные.      в)
Диалогические методы: – беседы.      9.
Классификация методов К. Сосницкого
(Польша) предполагает существование
двух методов учения:      а)
искусственное (школьное);      б)
естественное (окказиальное).      Этим
методам соответствуют два метода
обучения:      а)
преподносящее;      б)
поисковое.      10.
Классификация (типология) методов
преподавания, изложенная в “Введении
в общую дидактику” В
. Оконя (Польша),
представлена четырьмя группами:      а)
методы усвоения знаний, основанные
главным образом на познавательной
активности репродуктивного характера
(беседа, дискуссия, лекция, работа с
книгой);      б)
методы самостоятельного овладения
знаниями, называемые проблемными,
основанные на творческой познавательной
активности в ходе решения проблем:      —
классический проблемный метод (по Дьюи),
модифицированный под польскую систему
образования, в нем присутствуют четыре
важных момента: создание проблемной
ситуации; формирование проблем и гипотез
их решения; упорядочение и применение
полученных результатов в новых задачах
теоретического и практического
характера;      —
метод случайностей (Англия и США)
относительно прост и основан на
рассмотрении небольшой группой учащихся
описания какого-либо случая: формулировка
учащимися вопросов объяснения этого
случая, поиск ответа, ряда возможных
решений, сопоставление решений,
обнаружение ошибок в рассуждениях и
т.д.;      —
ситуативный метод основан на введении
учащихся в сложную ситуацию, задача
понять и принять нужное решение,
предвидеть последствия этого решения,
найти другие возможные решения;      —
банк идей — это метод мозгового штурма;
основан на групповом формировании идей
решения какой-либо задачи, проверке,
оценке и выборе нужных идей;      —
микро-преподавание — метод творческого
обучения сложной практической
деятельности, используется в основном
в педагогических вузах; на видеомагнитофон
записывается, например, фрагмент
школьного урока, а затем проводится
групповой анализ и оценка этого
фрагмента;      —
дидактические игры — использование
игровых моментов в учебном процессе
служит процессу познания, учит уважать
принятые нормы, способствует сотрудничеству,
приучает как к выигрышу, так и к проигрышу.
К их числу относятся: инсценированные
забавы, т.е
. игры, симулятивные игры,
деловые игры (они не получили большого
распространения в польской школе);      в)
методы оценочные, называемые также
экспонирующими с доминацией
эмоционально-художественной
активности:      —
импрессивные методы;      —
экспрессивные методы;      —
практические методы;      —
учебные методы;      г)
практические методы (методы реализации
творческих задач), характеризующиеся
преобладанием практическо-технической
деятельности, изменяющей окружающий
мир и создающей его новые формы: они
связаны с выполнением различных видов
работ (например, по дереву, стеклу,
выращиванию растений и животных,
изготовлению тканей и т.д.), разработкой
моделей работ (рисунка), формированием
подходов к решению и выбор лучших
вариантов, построение модели и проверка
ее функционирования, конструирования
заданных параметров, индивидуальная и
групповая оценка выполнения
задания.      Основанием
такой типологии методов является у В.
Оконя идея постоянного развития
творческих основ личности через
структурирование преподаваемых знаний
и методов преподавания
. “Информация,
которая необходима человеку, всегда
предназначена для какой-то цели, а именно
для познания структуры действительности,
уклада окружающего нас мира природы,
общества, культуры. Структурное мышление
— это такое мышление, которое объединяет
известные нам элементы этого мира
. Если,
благодаря удачному методу обучения,
эти структуры укладываются в сознание
молодого человека, то каждый из элементов
в этих структурах имеет собственное
место и связан с другими структурами.
Таким образом, в представлении учащегося
образуется своеобразная иерархия — от
самых простых структур наиболее общего
характера до сложных.      Понимание
основных структур, имеющих место в живой
и неживой природе, в обществе, в технике
и искусстве, — может способствовать
творческой деятельности, основанной
на познании новых структур, подборе
элементов и установлению связей между
ними”.      11.
Исходя из того, что целостный педагогический
процесс обеспечивается единой
классификацией методов, которая в
обобщенном виде включает в себя все
остальные классификационные характеристики
методов Б.Т. Лихачев называет ряд
классификаций как бы составляющих
классификацию классификацией
. За ее
основу он берет следующие:      —
Классификация по соответствию методов
обучения логике общественно-исторического
развития.      —
Классификация по соответствию методов
обучения специфике изучаемого материала
и форм мышления.      —
Классификация методов обучения по их
роли и значению в развитии сущностных
сил, психических процессов, духовно-творческой
активности.      —
Классификация методов обучения по их
соответствию возрастным особенностям
детей.      —
Классификация методов обучения по
способам передачи и получения
информации.      —
Классификация методов обучения по
степени эффективности их идейно-воспитательного
воздействия, “влияния на формирование
сознания детей, внутренних мотивов” и
стимулов поведения.      —
Классификация методов обучения по
основным этапам обучающе-познавательного
процесса (методы этапа восприятия —
первичного усвоения; методы-этапа
усвоения-воспроизведения; методы этапа
учебно-творческого выражения).      В
выделенных Б.Т.Лихачевым классификациях
отдается предпочтение последней как
научно-практической, синтезирующей в
обобщенном виде характеристики методов
обучения всех других классификаций.      В
ряд названных классификаций методов
обучения можно было бы еще добавить
десятка два-три
. Все они не лишены
недостатков, и в то же время имеют много
положительных сторон
. Универсальных
классификаций нет и не может быть.
Учебный процесс — это динамичная
конструкция, это следует понимать. В
живом педагогическом процессе и методы
получают свое развитие, принимают новые
свойства
. Объединение      их
в группы по жесткой схеме не оправдано,
так как это сдерживает совершенствование
учебного процесса.      По-видимому,
следует идти по пути их универсального
сочетания и применения с целью достижения
высокой степени адекватности решаемым
учебным задачам. На каждом этапе учебного
процесса одни методы занимают доминирующее,
другие — подчиненное положение
. Одни
методы в большей стегтени, другие в
меньшей обеспечивают решение учебных
задач
. Отметим и то, что невключение
хотя бы одного из методов даже в его
подчиненном положении в решение задач
урока существенно снижает его
эффективность
. Пожалуй, это сравнимо с
отсутствием хотя бы одного из компонентов,
даже в очень малой дозе, в составе
лекарственного препарата (это снижает
или вовсе изменяет его лечебные
свойства).      Свои
функции выполняют и методы, применяемые
в учебно-воспитательном процессе. К ним
относятся: обучающая, развивающая,
воспитывающая, побуждающая (мотивационная),
контроль но-коррек-ционная функции.
Знание функциональных возможностей
тех или иных методов позволяет осознанно
применять их.