Признание гражданина безвестно отсутствующим: применение и последствия нормы права на практике

Понятие и условия признания гражданина безвестно отсутствующим

Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если неиз­вестно место его пребывания, небезразлично для организаций и граж­дан, с которыми он находился в правовых отношениях.

Цель признания гражданина безвестно отсутствующим:

    • устранение юридической неопределенности, вы­званной длительным отсутствием гражданина, и
    • предотвращение воз­можных неблагоприятных последствий для его имущества.

Безвестное отсутствие — особое юридическое состояние; удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.

Согласно абз. 1 ст. 42 ГК гражданин может быть по заявлению заин­тересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в те­чение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Таким образом, обращение в суд именуется в данном случае не иском, а заявлением, и дело рассматривается в порядке особого производства (гл. 30 ГПК). Понятие «заинтересованные лица» в законе не дается. По смыслу закона к их числу относятся:

    • супруг, который может быть за­интересован в расторжении брака в упрощенном порядке;
    • иждивенцы отсутствующего, которые могут приобрести право на пенсию по слу­чаю потери кормильца;
    • другие лица, которым это необходимо для за­щиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (например, кредиторы отсутствующего, налоговые органы и т.п.);
    • прокурор, органы государственной власти и местного са­моуправления, организации и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.

День получения послед­них известий о гражданине может быть подтвержден, например, показаниями свиде­телей. При невозможности установить этот день началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в кото­ром были получены последние известия, а при невозможности устано­вить этот месяц — первое января следующего года (абз. 2 ст. 42 ГК).

Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания, поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рожде­ния и т.п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опраши­ваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался.

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

Основные юридические последствия признания гражданина без­вестно отсутствующим:

    1. Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление. В соответст­вии с решением суда о передаче имущества в доверительное управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заклю­чает с ним договор доверительного управления. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по иным обязательст­вам безвестно отсутствующего. Законом допускается назначение управляющего имуществом от­сутствующего гражданина по решению органа опеки и попечительст­ва и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребы­вания, без обращения в суд (п. 2 ст. 43 ГК). По заявлению заинтере­сованных лиц орган опеки и попечительства может назначить опекуна для охраны имущества гражданина, если он отсутствует меньше года и не признан безвестно отсутствующим. Однако по смыслу закона в этом случае опекун назначается только для охраны имущества и не может производить из него какие-либо выплаты.
    2. В случае признания гражданина безвестно отсутствую­щим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно пра­вилам пенсионного законодательства.
    3. Прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим (ст. 188 ГК).
    4. Супруг гражданина, признанного безвестно отсутст­вующим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган ЗАГСа (п. 2 ст. 19 СК).

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о при­знании его безвестно отсутствующим (ст. 44 ГК). На основании реше­ния суда отменяется доверительное управление имуществом гражда­нина и прекращаются другие юридические отношения, возникшие из факта признания его безвестно отсутствующим.

Объявление гражданина умершим

При длительном отсутствии гражданина, если невозможно ус­тановить место его пребывания, есть основания предполагать, что он умер. Однако с таким предположением нельзя связывать юри­дические последствия, пока факты, его порождающие, не будут установлены в официальном порядке, ибо ошибка в решении это­го вопроса может повлечь серьезные нарушения прав и интересов личности.

Согласно п. 1 ст. 45 ГК гражданин может быть объяв­лен судом умершим. При этом не требуется, чтобы предваритель­но он был признан безвестно отсутствующим.

Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он, — в течение шести месяцев.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели.

Условия объявле­ния умершим:

    1. отсутствие гражданина в месте постоянного жительства в течение 5 лет, считая со дня получения последних сведений о нем, а в опре­деленных случаях (пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая) — 6 месяцев;
    2. военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий.

Если из­вестно, что гражданин был пассажиром или членом экипажа затонув­шего морского судна либо потерпевшего катастрофу самолета, то для объявления его умершим требуется шесть месяцев, поскольку пред­положение о его гибели при таких условиях весьма основательно. Од­нако суд признает в данном случае не факт смерти гражданина, а объ­являет его умершим на основании презумпции смерти во время несча­стного случая.

Днем смерти гражданина, объявленного решением суда умершим, считается день вступления в законную силу этого решения. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоя­тельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти гражданина день его предполагаемой гибели (например, день гибели пассажирского самолета, день землетрясения или иного стихийного бедствия и т.п.).

Юридическим последствием объявления гражданина умершим яв­ляется прекращение или переход к наследникам всех прав и обязанно­стей, которые принадлежали ему как субъекту права, т.е. фактически это такие же последствия, которые влечет смерть человека.

Последствия явки гражданина, объявленного умершим

Суд, объявляя гражданина умершим, устанавливает презумпцию, но не самый факт смерти. Поэтому в тех исключительных случаях, ко­гда гражданин, объявленный умершим, фактически жив, решение суда ни в коей мере не повлияет на его правоспособность. Если же гра­жданин действительно умер, то его правоспособность прекращается в силу естественной смерти независимо от того, когда будет вынесено решение суда об объявлении его умершим.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, соответствующее решение отменяется судом (п. 1 ст. 46 ГК). При этом не требуется восстанавливать его правоспо­собность. Будучи живым, он остается полностью правоспособным, несмотря на решение суда об объявлении его умершим. Все юридиче­ские действия, совершенные им в то время, когда он, не зная об этом, где-то ошибочно объявлен умершим (заключенные договоры, выдан­ные доверенности и т.д.), считаются вполне действительными и име­ют полную силу. Объявление умершим не влияет и на его субъектив­ные права, приобретенные в том месте, где было неизвестно об объ­явлении его умершим.

Однако возникает необходимость в восстановлении его субъектив­ных прав, в первую очередь его права собственности. В связи с этим независимо от времени своей явки гражданин может потребовать от любого лица возврата своего сохранившегося имущества, которое безвозмездно перешло к этому лицу (например, к наследнику) после объявления гражданина умершим (п. 2 ст. 46 ГК). Это справедливо, по­скольку граждане, к которым имущество перешло безвозмездно, в слу­чае его возвращения собственнику материального ущерба, как правило, не несут. Однако возврату не подлежат полученные таким образом на­личные деньги и ценные бумаги на предъявителя (п. 3 ст. 302 ГК).

Лица, к которым имущество гражданина, ошибочно объявленно­го умершим, перешло по возмездным сделкам (купля-продажа и ме­на), обязаны возвратить ему это имущество только в том случае, если будет доказано, что при его приобретении они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых (т.е. были недобросовест­ными приобретателями).

Кроме того, закон не предусматривает истребование стоимости ве­щей, которые после их безвозмездного приобретения были утрачены обладателями или отчуждены ими за деньги. Если, например, наслед­ники гражданина, объявленного умершим, продали приобретенный по наследству дом, то от приобретателя, не знавшего, что объявлен­ный умершим жив, нельзя истребовать этот дом, нельзя взыскать его стоимость и с наследников. Но если имущество гражданина, ошибоч­но объявленного умершим, было утрачено или отчуждено недобросо­вестным приобретателем (который знал, что гражданин находится в живых), то последний должен возместить убытки, причиненные гражданину утратой его имущества.

В случае явки гражданина, объявленного умершим, восстановле­нию (при наличии рассмотренных выше условий) подлежат лишь те его права, которые перешли к наследникам и другим лицам. Права, ко­торые прекратились, т.е. были аннулированы в связи с объявлением гражданина умершим, не могут быть восстановлены. Так, не восста­навливается действие обязательств личного характера (обязанности по выполнению какой-либо работы, совершению юридических действий, созданию произведения и т.п.). Вопрос о сохранении или прекраще­нии брака с гражданином, который был объявлен умершим, решается в соответствии с нормами семейного законодательства (ст. 26 СК).

Библиографическое описание:

Овсиенко Е. В. Некоторые проблемы признания лица безвестно отсутствующим и объявления его умершим [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 48-50. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/227/12699/ (дата обращения: 11.08.2019).



В современном обществе проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим актуальна, так как ежедневно, по данным статистики, исчезает огромное количество людей. Потребность в тщательном изучении данной проблемы вызвана еще и такими объективными факторами, как усиление криминогенной обстановки, локальные военные действия, стихийные бедствия, которые нередко являются причиной исчезновения людей либо их смерти.

Институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим служит для устранения юридической неопределенности, вызванной длительным отсутствием гражданина в семейных, трудовых, наследственных и иных правоотношениях. Еще одной целью данного института является предотвращение возможных неблагоприятных последствий для имущества отсутствующего. Но необходимо отметить такую проблему, нередко встречающуюся на практике, когда никто не обращается в суд с заявлением о признании лица безвестно отсутствующим либо объявления его умершим. Возникает такая ситуация в случаях отсутствия заинтересованных лиц в признании отсутствующего лица безвестно отсутствующим или умершим. Это может возникнуть, когда гражданин не состоит ни с кем ни в каких правоотношениях — отсутствуют родственники, либо сам гражданин вел асоциальный образ жизни. В данном случае имущество гражданина может остаться бесхозным и перейти в незаконное владение к другому лицу. Я считаю, что на практике довольно сложно отследить подобные ситуации, но не стоит не принимать их во внимание. Уполномоченные органы при выявлении бесхозяйного имущества, обязаны поставить его на учет, затем в соответствии с главой 33 Гражданского процессуального кодекса РФ, обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на него.

Еще одной из проблем данного института является умышленное укрывательство гражданина в целях получения материальной выгоды. Так, в ст. 42 Гражданского кодекса РФ указано, что суд может признать гражданина безвестно отсутствующим. Следовательно, положения данной статьи имеют диспозитивный характер и из нее не следует, что суды обязаны устанавливать безвестное отсутствие лица. Если у суда имеются все основания полагать, что лицо умышленно скрывает сведения о своем месте пребывания, например, в целях уклонения от уплаты долгов, то он не должен признавать этого гражданина безвестно отсутствующим. В связи с этим представляется целесообразным дополнить ст. 42 Гражданского кодекса РФ положением о том, что «суд не может признать гражданина безвестно отсутствующим, если установит, что лицо умышленно скрывает сведения о себе». Внесение данного пункта в законодательство будет способствовать правильному разрешению дел и укреплению законности.

В Гражданском кодексе РСФСР было предусмотрено, что гражданин может быть объявлен умершим по истечении трех лет его безвестного отсутствия, а в ст. 45 Гражданского кодекса РФ этот срок был увеличен до пяти лет. При современных условиях развития коммуникаций такая «новация» не оправдана. Пять лет — слишком длительный срок, и его соблюдение создает на практике целый ряд проблем как для членов семьи безвестно отсутствующего гражданина, так и для других лиц, связанных с ним различными гражданскими обязательствами. Я считаю, следует согласиться с мнением Михайловой И. А. и определить этот срок в три года, по аналогии со сроком исковой давности и внести необходимые поправки в п. 1 ст. 45 Гражданского кодекса РФ [3, с. 21].

Еще одним из вопросов, который нуждается в разрешении со времен советского права, является законодательное закрепление понятия «день окончания военных действий». В соответствии со статьей 277 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании умершими военнослужащих, в заявлении помимо цели и обстоятельств, подтверждающих безвестное отсутствие военнослужащего, необходимо указать день окончания военных действий. Такая необходимость обусловлена тем, что в соответствии с п. 2 ст. 45 Гражданского кодекса РФ военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Законодательное закрепление данного положения было предложено в 2019 г. А. Г. Потюковым [7, c. 57]. Это определение и было воспринято законодателем. Но при внешней убедительности приведенных предложений, для закона они оказались непригодны, так как на практике встречаются проблемы с определением дня окончания военных действий. Так заявитель может ошибочно указать в заявлении днем окончания военных действий день подписания мирного договора или указа Президента РФ об окончании террористической операции, либо день вывода войск. При этом нельзя забывать, что в законе говорится не только о военнослужащих, но и о гражданских лицах, пропавших без вести в связи с военными действиями. Проблема определения понятия «день окончания военных действий» стоит еще и в том, что даже после подписания документов о прекращении военных действий, локальные боевые действия могут продолжаться в течении нескольких месяцев. Я считаю, чтобы способствовать устранению неопределенности, а также для улучшения качества работы судов общей юрисдикции и уменьшения количества отмененных судебных решений, необходимо обратиться к мнению Новицкого И. Б. и законодательно закрепить понятие «день окончания военных действий». Так Новицкий И. Б. писал: «Для объявления умершими лиц, безвестно пропавших во время военных действий, целесообразнее исчислять срок со дня подписания мирного договора. Это послужит гарантией того, что пропавшие без вести не будут лишены принадлежащих им прав, пока они фактически не имеют возможности заявить о своем существовании» [5, c. 119].

Также у судов есть вопросы не только в неопределенности понятия «день окончания военных действий», но и в применении вместо существовавшего ранее шестимесячного срока, двухлетнего. Лишь по истечении данного срока с момента окончания военных действий гражданин может обратиться в суд с заявлением о признании военнослужащего либо другого гражданина умершим. Новицкий И. Б. обосновывал необходимость удлинения срока заботой о правах пропавших без вести лиц, которые в условиях войны могут быть лишены возможности сообщить о своем существовании и месте пребывания. Он писал: «Помимо чрезмерной краткости 6-месячного срока, следует признать, что исчисление в таких случаях срока со дня безвестной пропажи неправильно, так как многие граждане, относящиеся к этой группе, пока идет война не имеют возможности дать о себе знать». [5, c.119]. Однако в условиях современного технического прогресса двухлетний период достаточно велик. Считаю необходимым вернуться к существовавшему раннее шестимесячному сроку для признания гражданина умершим в связи с военными действиями. Данное положение способствует более быстрой защите прав лиц, обратившихся в суд с заявлением.

Отдельного внимания заслуживает проблема передачи имущества безвестно отсутствующего в доверительное управление. Помимо сохранности имущества, целью доверительного управления является выдача содержания гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, либо погашение задолженности по другим обязательствам. Ранее охрана имущественных интересов безвестно отсутствующего осуществлялась с помощью института опеки. В настоящее же время необходимо заключать договор доверительного управления. Предпосылками заключения данного договора является решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим, наличие у этого лица имущества, требующего постоянного управления, определение органом опеки и попечительства потенциального доверительного управляющего и согласие последнего на заключение договора [1, с. 14]. При этом ст. 38 Гражданского кодекса РФ определяет, что доверительное управление имуществом подопечного при необходимости постоянного управления осуществляется только в отношении недвижимого и ценного движимого имущества. Однако при доверительном управлении имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, законодатель не разграничивает имущество на недвижимое и ценное движимое, как при доверительном управлении имуществом подопечного. Поэтому, следует полагать, что лишь то имущество безвестно отсутствующего гражданина должно передаваться в доверительное управление, в отношении которого установлена необходимость в постоянном управлении [4,с. 177]. Здесь мы сталкивается с оценочным понятием, так как не всегда ясно, какое имущество требует обязательного управления.

Согласимся с мнением Гришаева С. П., с точки зрения которого указанный пробел необходимо устранить посредством изложения в законе не исчерпывающего списка имущества и имущественных прав безвестно отсутствующего, при наличии которых установление доверительного управления имуществом являлось бы обязательным при рассмотрении дела о признании гражданина безвестно отсутствующим [1, с. 15]. К такому имуществу необходимо отнести:

‒ недвижимое имущество;

‒ ценные бумаги;

‒ исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;

‒ предприятия, как имущественные комплексы;

‒ вещи, которые в результате отсутствия постоянного управления (ухода) утрачивают свои полезные свойства быстрее, нежели в результате естественного износа (животные);

‒ права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами;

‒ иное имущество, необходимость постоянного управления которым признана судом обязательной.

Наличие открытого перечня имущества, которое требует управления, может стать полезным для правоприменителя. Суд не будет связан жесткими рамками и по-своему усмотрению, исходя из конкретной ситуации, определит имущество, которое необходимо передать доверительному управляющему.

Имеются отдельные вопросы при применении на практике норм института признания лица безвестно отсутствующим в наследственных правоотношениях. Безвестно отсутствующее лицо может быть призвано к наследованию, поскольку безвестное отсутствие не означает смерть последнего. Однако у такого гражданина может возникнуть проблема в принятии наследства, поскольку в шестимесячный срок безвестно отсутствующее лицо лишено возможности подать соответствующее заявление или фактически принять наследство. При этом заменить отсутствующего не могут ни доверительный управляющий, ни орган опеки и попечительства. Статья 2019 Гражданского кодекса РФ дает возможность пропустившему срок по уважительной причине наследнику, восстановить его и перераспределить наследственные доли. В случае же, если безвестно отсутствующее лицо так и не явится, то оказываются нарушенными уже права наследников самого безвестно отсутствующего лица. Причем, в случае последующего объявления безвестно отсутствующего гражданина умершим, права наследников последнего в описанной ситуации невозможно будет защитить ни на основании норм о наследственной трансмиссии, ни о наследовании по праву представления.

Одним из негативных последствий возвращения лица, раннее по решению суда признанного безвестно отсутствующим, могут стать некоторые положения Семейного кодекса РФ. Согласно статье 130 Семейного кодекса РФ дети безвестно отсутствующего гражданина могут быть усыновлены без получения его согласия. В настоящее время законодательно не урегулирован вопрос, когда усыновление уже состоялось, однако затем последовала явка безвестно отсутствующего. Непонятно, будет ли отмена усыновления. На практике такая ситуация может представлять собой серьезную проблему, так как затрагиваются интересы несовершеннолетних.

Еще одной проблемной нормой является ст. 19 Семейного кодекса РФ. Согласно статье, возможно расторжение брака в упрощенном порядке с гражданином, признанным безвестно отсутствующим, независимо от наличия общих несовершеннолетних детей. По заявлению другого супруга брак с таким лицом расторгается в органах записи актов гражданского состояния. В случае явки безвестно отсутствующего гражданина брак восстанавливается только по совместному заявлению бывших супругов и только если бывший супруг не вступил в новый брак. Как мы видим, здесь вновь затрагиваются интересы несовершеннолетних.

Таким образом, учитывая состояние законодательства и судебной практики по применению норм Гражданского кодекса РФ и Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении указанной категории дел, представляется необходимым продолжить комплексное исследование проблем, связанных с делами о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим с целью выработки конструктивных предложений, направленных на совершенствование правового регулирования судопроизводства. Отсутствие теоретических разработок, законодательно закрепленных определений и руководящих разъяснений высших судебных инстанций имеют негативное значение. Устранение пробелов будет способствовать единообразию в правоприменительной практике при рассмотрении и разрешении анализируемой категории дел.

Литература:

  1. Гришаев С. П. Доверительное управление имуществом // Правовая система КонсультантПлюс, 2010.
  2. Исмаилов Ч. Безвестно отсутствующий и безвестно исчезнувший // Законность. № 6. 2011.
  3. Михайлова И. А. Теоретические и практические проблемы признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления умершим // Наследственное право. № 2. 2006.
  4. Никитин Д. Ю. Договор доверительного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим: дис. … канд. юр. наук. — М., 2006.
  5. Новицкий И. Б. Безвестное отсутствие в условиях войны // Вопросы гражданского и трудового права периода Великой Отечественной войны. Вып.3. М., 1944.
  6. Попова Ю. А. Совершенствование правовых норм, регулирующих институт признания граждан безвестно отсутствующими и объявлении умершими. // Проблемы применения и совершенствования Гражданского процессуального кодекса РСФСР / Отв. ред. Р. Е. Гукасян.
  7. Потюков А. Г. Безвестное отсутствие // Вопросы кодификации советского права / отв. ред. Керимов Д. А. Л., 1957.

Основные термины (генерируются автоматически): доверительное управление, Гражданский кодекс РФ, отсутствующий, отсутствующее лицо, отсутствующий гражданин, суд, гражданин, признание гражданина, Гражданский процессуальный кодекс, шестимесячный срок.

Похожие статьи

Некоторые процессуальные особенности рассмотрения в судах

Согласно ст. 42 ГК РФ и 45 ГК РФ гражданин признается судом безвестно отсутствующим, если по прошествии года в

Суды дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ решают в порядке особого производства.

Проблемы института объявления гражданина умершим…

Динамика гражданского процессуального законодательства… дело, РФ, признание граждан, суд, судебное заседание

умерший, признание гражданина, особое производство, отсутствующий, гражданин, объявление гражданина, лицо, пропавший гражданин, РФ, суд.

К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел и судов

Так он предлагает пункт 1 статьи 42 Гражданского кодекса РФ «Признание гражданина безвестно отсутствующим» изложить в следующей редакции: «Гражданин по заявлению заинтересованных лиц может быть признан судом безвестно отсутствующим

Практические проблемы правоприменения института признания

Институт признания лица безвестно отсутствующим либо умершим в гражданском праве РФ относится к разряду стабильных. Однако на практике содержание правил этого института не всегда однозначно толкуется.

Смерть опекуна или попечителя либо подопечного как основание…

Согласно ст. 42 ГК РФ суд может признать гражданина безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его нахождения нет сведений о его месте пребывания.

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Анализируя данную гражданско-правовую норму, считаю, необходимым расширить круг лиц, имеющих право на подачу заявления в суд для возбуждения дела о признании гражданина недееспособным, а именно…

Субституция по законодательству РФ | Статья в журнале…

Порядок признания гражданина безвестно отсутствующим и его последствия предусмотрены в статьях 42, 43 ГК РФ.

В этой ситуации, если дополнительный наследник в шестимесячный срок подал заявление нотариусу о принятии наследства, то он будет признан наследником по…

Вопросы применения ст. 2019 Гражданского кодекса Российской…

Помимо ГК РФ нормы права, относящиеся к наследованию, содержатся также в Трудовом кодексе РФ, Земельном кодексе РФ, Семейном кодексе РФ, Гражданскопроцессуальном кодексе РФ.

Безвестное отсутствие
– это удостоверенный в судебном порядке
факт длительного отсутствия гражданина
в месте его жительства, если не удалось
установит место его пребывания.

Признание гражданина
безвестно отсутствующим производится,
только в судебном порядке по заявлению
заинтересованных лиц (иждивенцы, его
супруг, его кредиторы). Согласно ГК РФ,
суд может признать гражданина безвестно
отсутствующим при наличии юридического
состава, состоящего из следующих
юридических фактов:

• Отсутствие
лица в месте его постоянного жительства
длительное время и невозможность
установить его место пребывания

• Отсутствие
сведений о его местонахождении

• Истечение
срока в один год с момента получения
последних сведений о месте нахождения
данного лица.

День
получения последних сведений может
быть подтвержден различными способам
(получение последнего письма, кино- и
фотосъемкой, свидетельскими показаниями).
При невозможности установить день
получения последних сведений о безвестно
отсутствующем началом безвестного
отсутствия считается первое число
месяца, следующего за тем, в котором
были получены последние сведения об
отсутствующем, а при невозможности
установить этот месяц, это будет первое
января следующего года. Согласно ГПК,
судья, при подготовке дела к слушанию,
должен также выяснить , кто может сообщить
сведения об отсутствующем гражданине.
Судья запрашивает сведения о возможном
пребывании лица по месту рождения,
прежнему месту жительства и работы,
запрашиваются ОВД, военные части. Если
длительные поиски не дают результата,
только тога выносится решении о признании
гражданина безвестно отсутствующим.
Это влечет за собой следующие правовые
последствия: если имущество, принадлежащее
такому гражданину, необходимо поддерживать
в надлежащем состоянии, это имущество
передается в доверительное управление.
После решения суда о передаче орган
опеки и попечительства назначает
доверительного управляющего и заключает
с ним договор доверительного управления
имуществом
. Имущество передается в
доверительное управление обычно если
нет близких родственников
. Из этого
имущество выдается содержание гражданам,
которых безвестно отсутствующих должен
был обеспечивать, а также погашается
задолженность по другим обязательствам
безвестно отсутствующего лица.

В
случае явки или обнаружения места
пребывания гражданина, признанного
безвестно отсутствующим, суд отменяет
решение о признании его безвестно
отсутствующим. На основании решения
суда отменяется управление имуществом
этого гражданина.

20. Условия, порядок и правовые последствия объявления гражданина умершим. Последствия явки гражданина, объявленного умершим.

Объявление
умершим — признание официальными
инстанциями (обычно по решению суда)
факта смерти физического лица при
отсутствии его опознанного тела. Решение
принимается по косвенным доказательствам
или же автоматически в связи с
продолжительным безвестным отсутствием.
Влечёт те же юридические последствия,
что и смерть, констатированная обычным
образом, то есть открытие наследства,
прекращение брака, пребывания в должностях
и проч.

По Гражданскому
кодексу России, объявление умершим
возможно только по решению суда:

* в случае безвестного
отсутствия — спустя пять лет после
исчезновения;

* если человек
пропал «при обстоятельствах, угрожавших
смертью или дающих основание предполагать
его гибель от определённого несчастного
случая» — через шесть месяцев;

* пропавших без
вести в связи с военными действиями —
через два года после окончания военных
действий.

Дата смерти
устанавливается, при трёхлетнем
безвестном отсутствии, как дата вступления
приговора суда в законную силу; в случае
же конкретного несчастного случая датой
смерти может быть указан день этого
события.

Согласно российскому
закону, если объявление умершим
последовало ошибочно и объявленный
умершим гражданин явился живым, то
соответствующее решение упраздняют,
запись о смерти аннулируют. «Воскресшее»
лицо имеет право, по российским законам,
востребовать себе всё, кроме супруги
(супруга), если она (он) состоит уже в
новом браке, и безвозмездно и добросовестно
взятых денег и ценных бумаг
. Если же его
супруг(а) не вступил(а) в новый брак, то
брак восстанавливается
. Если некоторое
его имущество за время «смерти» продано
или иначе возмездно перешло к другим,
то и оно может быть востребовано при
условии, что покупатель знал о том, что
истинный владелец имущества жив; при
невозможности его возврата натурой
взимается стоимость.

21.
Понятие юридического лица, признаки
юридического лица
.

ЮЛ – коллективное
образование, обладающее правосубъектностью.

ЮЛ признается
организация, которая имеет в собственности,
хозяйственном ведении или оперативном
управлении обособленное имущество,
может приобретать имущественные права,
нести обязанности, быть истцом или
ответчиком в суде.

Можно выделить 4
формально-юридических принципа:

1.
Организационное единство. Под
организационным единством надо понимать
внутреннее устройство организации,
проявляющееся в разграничении и
взаимосвязи отдельных структурных
подразделений юридических лиц,
регламентации отношений между участниками
и подчинения единому органу. Будучи
единым целым, организация нередко
состоит из структурных подразделений.
Структура и состав определяется
по-разному: вышестоящим органом или
самим лицом
. Это закреплено в уставе
или в учредительном договоре (Учредительные
документы).

2.
Имущественная обособленность. Проявляется
в том, что либо должно иметь свое
имущество, составляющее материальную
основу его деятельности
. Это имущество
отделено от имущества других субъектов
гражданского права. Внешнее проявление
находится в учете имущества на
бухгалтерском балансе
. Т.о., само собой,
все они должны иметь самостоятельный
баланс.

3.
Самостоятельная имущественная
ответственность. Самостоятельная
гражданско-правовая ответственность
юр
. лица выражена в том что оно само
отвечает за невыполнение или ненадлежащее
выполнение обязанностей, и за причинение
вреда
. Кредиторы с требованиями могут
обращаться только к нему. Отвечает
организация всем имуществом
. Бывает
регрессное обращение.

4.
Выступление в гражданском обороте и в
судебных инстанциях от своего имени.
От своего имени распоряжается имуществом.
Имущество находится на разных правах:

Преобладает право
собственности, которое позволяет
распоряжаться имуществом в своих
интересах.

Решение суда с формулировкой о признании гражданина безвестно отсутствующим выносится нечасто. Тем не менее об особенностях этой правовой процедуры необходимо знать как можно больше — в связи с тем, что присвоение статуса безвестно отсутствующего влечет серьезные, далеко идущие последствия. Существуют определенные нюансы осуществления процедуры: законодательная база, инициаторы процесса, результаты и возможность их отмены.

О чем следует знать

Человека давно никто не видит, он не выходит на связь с близкими и друзьями, не появляется на работе, не предоставляет отчетность о предпринимательстве в органы ФНС. Мертвым грузом лежат неоплаченные счета, реальный и электронный почтовые ящикм буквально лопаются от почты. Данных о человеке нет ни в лечебных учреждениях, ни в моргах, ни у правоохранителей. Гражданин жил, находился в социуме, выполнял определенную общественную роль — был сыном, дочерью, родителем, сотрудником…

И однажды он пропал без каких-либо следов, не оставив ни одного письма, записки или уведомления. Подобная ситуация, безвесть, представляется серьезной не только в социальном плане.

Длительный период времени, в течение которого лицо отсутствует по месту регистрации или фактического проживания, является одним из факторов дестабилизации гражданского оборота населения в масштабах страны.

Правоведы рассматривают эту негативную ситуацию следующим образом:

  • в отношении отдельно взятого индивидуума — в качестве элемента юридической неопределенности;
  • по отношению к окружающим его лицам, как возможность ущемления прав и свобод остальных участников правовых отношений.

Безвестное отсутствие и его правовые последствия достаточно серьезны. Прежде всего, нарушаются экономические взаимоотношения. Кредиторы различного рода не имеют возможности получить причитающиеся суммы, дети и нетрудоспособные родственники остаются без материальной поддержки, внимания и ухода. Жилье, имущество, материальные ценности, на долгое время лишившиеся присмотра, могут стать предметом мошенничества или пропасть.

Решение всех вопросов, устранение юридической неопределенности, возможность получения пенсии или пособия по утере кормильца лежит в сфере законодательства.

Только по решению судебной инстанции производится признание лица безвестно отсутствующим — или же он признается умершим в особом порядке.

Законодательные нормы

Процедура признания лежит в сфере гражданского права и четко регламентируется законодательством РФ. Институт безвестной пропажи гражданина сформирован следующими нормами Гражданского Кодекса России:

  1. Ст. 42 ГК — о характеристиках ситуации, в которой физическое лицо признается безвестно пропавшим.
  2. Ст. 45 — отсутствие сведений о гражданине в течение 60 месяцев влечет присвоение ему статуса умершего.
  3. Ст. 20 ГК — постоянное отсутствие по месту проживания в течение 12 месяцев влечет присвоение статуса безвестно отсутствующего.
  4. Ст. 276, 277, 280 ГК — регламентируют процедуру признания безвестного отсутствия.
  5. Ст. 188 — о прекращении действия нотариальных и простых доверенностей, выданных пропавшим гражданином.
  6. Ст. 19 Семейного Кодекса РФ — о расторжении брачного союза по упрощенной процедуре.
  7. Ст. 45 п. 2 ГК — об установлении специальных сроков в отношении людей, пропавших в процессе военных действий, антитеррористических операций, вооруженных конфликтов.

В случае обнаружения пропавшего человека здоровым и дееспособным, его имущество возвращается владельцу на основании ст. 301, 303 Гражданского Кодекса, а ст. 26 СК определена процедура восстановления расторгнутого брака.

Правоведы советуют следующее. Чтобы восстановиться в правах после обнаружения, гражданину лучше обратиться к адвокату за помощью, так как процедура сложная и многоступенчатая, требует определенных знаний в области нормативных актов.

Кто инициирует процедуру

Прежде всего, под безвестным отсутствием подразумевается специфический правовой акт, под которым предусматривается формирование особого состояния отдельно взятого гражданина. Это удостоверение судебным решением факта длительного отсутствия физического лица по месту регистрации и фактического проживания — при условии невозможности установить, где он находится.

В законодательных рамках регламент процедуры прописан ГП Кодексом Российской Федерации. В Главе 30 рассмотрен порядок делопроизводства, а также перечень лиц, которые имеют право обращения в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим, образец которого можно скачать на специализированных сайтах. К числу заявителей по закону относятся:

  • муж или жена в качестве лица, имеющего прямой интерес аннулирования брака;
  • иждивенец — нетрудоспособный гражданин, в случае положительного судебного вердикта приобретающий возможность оформить пенсионное содержание по утере кормильца;
  • лица, которым требуется защита нарушенных прав или охрана законных интересов. В первую очередь, это органы ФНС, кредиторы, коммунальные службы;
  • органы правопорядка, государственные, федеральные, муниципальные власти, прокуратура, иные организации, формирования и физические лица, наделенные правом обращения в суд с исковым заявлением о признании безвестно отсутствующим, образец которого является стандартной формой. Этим путем они защищают интересы третьих лиц.

Процесс подготовки

Как признать человека безвестно отсутствующим — до вынесения судебного решения уполномоченные сотрудники проводят комплекс установленных законодательством мероприятий:

  1. Осуществляется опрос родственников, коллег, сотрудников, друзей и прочих лиц из окружения пропавшего.
  2. Параллельно отправляются официальные запросы по последнему адресу проживания, на работу, по месту рождения, учебы, получения профессии.

Полезный совет юристов. Чтобы ускорить процедуру, инициатору лучше обратиться к адвокату — практику, чтобы он в официальном порядке провел всю подготовительную работу, собрал необходимый пакет документов, подготовил иск.

Отсчет времени, отведенного законодательством в качестве срока давности, может производиться от даты последнего известия о пропавшем. Подтверждением выступают свидетельские показания. Если день точно установить не представляется возможным, отсчет начинают с 01 числа последующего за исчезновением месяца или с 01 января последующего за периодом года.

Последствия процедуры

В правовом поле признание особого статуса гражданина имеет значительные последствия, касающиеся его имущества и социального статуса:

  • комплекс имущества, оставшийся без владельца, решением судебной инстанции переходит в доверительное управление. Уполномоченные органы обязаны назначить доверенное лицо — управляющего, который вступает в обязанности на основании заключенного с ним договора;
  • иждивенцы и нетрудоспособные родственники получают возможность оформить государственное пенсионное содержание по потере кормильца;
  • простые и нотариальные доверенности становятся нелегитимными, утрачивают юридическую силу;
  • супруг получает право расторгнуть брак через местное отделение ЗАГСа.

Современное отечественное законодательство предусматривает обратную процедуру, если признанный пропавшим гражданин явился лично или обнаружилось его место жительства. Решение суда выносится на основании гражданского законодательства, ст. 44. На основании вердикта имущественный вопрос подлежит пересмотру.

Пример — доверительное управление прекращается, как и прочие взаимоотношения юридического характера, следующие за признанием человека как безвестно отсутствующего или даже умершего.

Гражданские лица и военнослужащие, след которых утерян в зоне военных конфликтов, получают статус умерших только по истечении 24 месяцев после полного завершения боевых действий. К наследникам переходят недвижимость, имущество, материальные ценности и права, принадлежавшие ранее умершему как владельцу.