Развитие ребёнка в 8 месяцев: как правильно развивать малыша, занятия и речь

Восьмимесячные детки – настоящие непоседы. Они весь день чем-то заняты, постоянно в движении, поиске новой информации об окружающем мире. Их неуемной энергии в этом возрасте можно только позавидовать. Направив ее в нужное русло, родители могут помочь малышу усовершенствовать имеющиеся навыки, а затем освоить новые. Развивать ребенка в возрасте 8 месяцев нужно всесторонне, превращая любое полезное занятие в увлекательную игру.

Навыки восьмого месяца

Прежде всего, нужно совершенствовать те умения малыша, которые он уже приобрел к этому возрасту. А это не так мало:

  • малыш умеет хорошо сидеть, самостоятельно садиться;
  • свободно переворачивается на животик и обратно в обе стороны;
  • может менять положение тела (садиться, вставать, ложиться);
  • много и активно ползает по всему дому в разных направлениях, преодолевая небольшие препятствия;
  • встает, держась за опору;
  • может перешагивать приставными шагами, опираясь на диван, кровать или другую мебель;
  • из положения стоя садиться пока не получается, кроха падает на попку;
  • пробует сам держать ложку и чашку;
  • может пить и кушать из рук родителей;
  • надевает, а также стягивает с себя шапочку;
  • машет рукой на прощание;
  • захватывает мелкие предметы двумя пальчиками;
  • любит сравнивать предметы по форме, размеру, поэтому настало время пирамидок, сортеров, вкладышей;
  • любит выбрасывать игрушки из емкости или кроватки на пол и следить, что будет дальше, ожидая, что игрушку взрослые ему непременно подадут обратно;
  • начинает бояться, что мама не вернется, что он ее потеряет;
  • настороженно относится ко всем посторонним людям, особенно если они стараются завлечь его в отсутствие мамы;
  • понимает запреты, может выражать протест, если ему не нравится, что ему чего-то не разрешают;
  • понимает и выполняет множество простых просьб (дай, возьми, садись, принеси, подними, сними, кушай, покажи);
  • знает, как нужно звать родителей.

В речи малыша произошли важные изменения: он научился удваивать и утраивать простые слоги. Поэтому часто лепечет «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Если он использует слоги «ма-ма-ма», чтобы позвать маму, или «па-па-па», когда обращается к папе, пришло время научить его произносить два этих слова правильно – с двумя слогами.

Будьте предельно внимательны, создавайте вокруг малыша безопасную среду, убирая все лишнее, закрепляя, заглушая или закрывая все опасное. Часто родители забывают закрывать дверь в ванную, где находится вся бытовая химия. А также о том, что скатерть на кухне ребенок тоже может схватить и потянуть, свалив на себя все, что стоит на столе. Поэтому сделайте так, чтобы малыш не смог достать до краев скатерти, или уберите ее на время вообще.

Чему кроху можно научить в возрасте 8 месяцев?

С самого раннего возраста малыши учатся всему на примере взрослых. Поэтому 8- месячного ребенка тоже нужно учить примером.

Итак, чему же полезно научить своего непоседу в 8 месяцев?

  • Использовать предметы по назначению (катать машинку, толкать мячик, нажимать кнопки, включать музыкальные игрушки).
  • Пользоваться бытовыми предметами (ложкой, кружкой, полотенцем или салфеткой).
  • Подражая взрослым, накрывать кастрюлю крышкой, закрывать коробку, завинчивать пробку бутылки.
  • Бить в барабан или бубен.
  • Пить через соломинку.
  • Дудеть.
  • Разбирать пирамидку, рушить башенку из кубиков.
  • Пользоваться сортером.
  • Вкладывать стаканчики-вкладыши друг в друга.
  • Соотносить действие со звуком («бух» – если что-то упало, «ам» — когда кормят, «би-би» – если нужно ехать на машине).
  • Находить в книжках знакомые предметы.
  • Хлопать по воде в ванной, ловить плавающие игрушки, переливать воду из емкостей.

Однако мама не может целый день проводить занятия с ребенком – ей нужно успевать делать ежедневные домашние дела. В это время ребенок становится наблюдателем. Но эти часы тоже могут проходить для него с пользой, если мама будет комментировать свои действия, говоря понятными, короткими фразами, что она делает и зачем. Это поможет малышу полнее познавать окружающий его мир, а также ускорит развитие речи. Развивать в процессе домашних дел ребенка можно, это достаточно несложно.

То же самое относится к прогулкам. Находясь на улице, крохе нужно рассказывать, что происходит вокруг, описывать окружающие предметы, людей, животных, деревья, рассказывать, какая погода, какие покупки сейчас нужно сделать в магазине и т. д.

Показывайте ребенку, что ему в доме можно трогать, а что – запрещается категорически. Обязательно объясняйте, почему. Например, наглядно покажите, что дотронулись до горячего утюга или чайника и вам стало очень больно.

Полезные занятия

Существует еще немало полезных дел, с помощью которых можно не только увлекать, но и развивать ребенка в 8 месяцев. При этом что-то взрослые могут делать с ним вместе, а чем-то он займется и сам.

Например, кроха долго и увлеченно будет перебирать самые различные вещи и предметы, которые сложены в большой контейнер или коробку. Это могут быть обычные предметы обихода: ложки, ключи, платочки, расчески, мамины бигуди, папин фонарик, пустые флакончики (плотно завинченные) и т. д. Главное, чтобы среди таких предметов не было слишком мелких, которые без присмотра ребенок мог бы проглотить или сунуть в нос, ухо. Самостоятельно он может переливать воду из одного стаканчика в другой, если ему предоставить таз и коврик. Или выжимать губку, если в воду добавить немного шампуня (правда, только если мама точно знает, что кроха не станет есть шампунь).

Также самостоятельно ребенок может подолгу щупать мешочки, наполненные разными крупами, семечками, горохом, полиэтиленом. Помимо прочего, это прекрасно развивает мелкую моторику.

А вот рисование ладошками по манной крупе или муке (или пальчиковыми красками по бумаге), игры с бусинами или пуговками – тоже занятия, развивающие мелкую моторику, но уже требующие внимания или помощи родителей. Как и пальчиковые игры вроде «сороки-белобоки» или «ладушек». Сейчас ребенок может уже сам воспроизводить нужные действия, следуя за словами мамы.

Также вместе со взрослыми карапуз может рассматривать картинки в книжках, находя знакомые изображения. При этом мама должна всегда рассказывать что-то о картинке.

Кстати, более сложный, но при этом более эмоциональный вариант зрительной развивашки – рассматривать фотографии в семейном альбоме. Пусть малыш находит и показывает бабушку, дедушку, сестру или брата, маму с папой и, конечно, самого себя.

Мама может собрать небольшую башенку из кубиков, а затем показать малышу, как ее можно разрушить с помощью мячика.

Одно из самых полезных в этом возрасте занятий – отработка навыка ползания. Это и движение, и физическое развитие, и расход энергии. А еще – подготовка к освоению ходьбы. Чтобы ребенку было интересно ползать, его стимулируют к этому яркими игрушками (особенно светящимися или музыкальными). Можно усложнять ему задачу, заманивая под стол, обводя вокруг дивана или кресла, зазывая переползать через подушки.

Если кроха уже научился перешагивать, пусть топает около дивана, собирая разложенные на его поверхности интересные предметы.

Развивающие игры

Игр, стимулирующих гармоничное развитие малыша,  существует множество. Это могут быть игры с предметами, игрушками либо с готовыми игровыми пособиями. Но это не значит, что нужно непременно все это предлагать своему ребенку. Достаточно выбирать такие занятия, к которым малыш проявляет интерес, и проводить несколько из них в день. Ведь крохе нужно и свободное время – «переварить» полученную информацию, поиграть самостоятельно, отдохнуть.

Среди доступных и полезных игровых занятий можно выделить следующее.

  • Качалки. Эта игра – семейная. Папа садится напротив крохи, мама – позади малыша. Папа толкает в сторону своего чада яркий легкий мячик, мама помогает малышу поймать его, показывает, как отправить мяч обратно папе. Это помогает наладить эмоциональный контакт, развивает координацию, обучает малыша совместным играм, развивает мышцы спины и живота.
  • Волшебная веревочка. В этом возрасте детки любят наблюдать, как падают предметы из кроватки на пол. Если привязать часть из них за веревочку, а затем показать, что с ее помощью игрушку можно поднять обратно – восторгу не будет предела. Вскоре он научится сам пользоваться веревкой. Тут и мышление, и координация, и моторика.
  • Башенка. Взрослому необходимо сесть рядом с ребенком и показать ему, как строить башню из 2–4 кубиков. Затем это нужно сделать ручками малыша, взяв их в свои. Со временем он научится ставить кубики сам. А пока ему интереснее рушить то, что построит мама – это совершенно нормальная примета возраста.
  • Пирамидный разбор. Прежде чем ребенок научится нанизывать кольца пирамидки на ось, его нужно научить снимать их. Для восьмимесячного карапуза и это довольно сложно. Поэтому сначала маме придется наклонять пирамидку почти до пола. И только когда ребенок научится снимать кольца из такого положения, можно показать ему, что пирамидка должна стоять вертикально. Во время таких игр уже можно рассказывать о размерах и цветах колечек. Постепенно малыш будет это запоминать.
  • Первая сортировка. Речь об игрушке-сортере. Ее можно сделать самостоятельно, поскольку для начала достаточно будет двух отверстий и форм – с большим количеством малышу сейчас не справиться. Можно взять картонную коробку и проделать в ней 2 отверстия, равных по размеру небольшому кубику и маленькому мячику. Для начала ребенок должен сам попытаться вложить нужный предмет в нужное отверстие, убеждаясь, что мячик не проходит в квадратное отверстие, а кубик – в круглое. И только если кроха сам не справится, мама может ему помочь. Со временем отверстий и предметов может становиться больше.

Также прекрасно развивают логическое мышление, внимание и моторику такие игрушки, как стаканчики-вкладыши или матрешки. Малыш может достаточно долго возиться с ними, стараясь сложить стаканчики или фигурки одну в другую по размерам, как показала мама.

Что касается развития речевых навыков, подробнее о них говорилось здесь.

И последнее, на что родителям стоит обратить внимание. Развивающие игры для детей в 8 месяцев должны учитывать интересы самого малыша (кто-то больше любит ползать, кто-то – копаться в игрушках, кто-то – строить) и не быть слишком сложными. Усложнять их необходимо по мере того как ребенок освоит более простой вариант (добавлять детали к сортеру или кольца к пирамидке нужно постепенно). Иначе, потерпев неудачу один раз, малыш надолго потеряет интерес к игре. А для него сейчас намного важнее выйти победителем, суметь, сделать. И получить заслуженную похвалу родителей. Это – главный стимул для его ежедневных побед.

Текст

Невероятно, но ваш кроха уже совсем большой! Он уже сидит, как взрослый, ползает на животике, а может, и на четвереньках, как подтверждает доктор Комаровский, пытается стоять, хочет потрогать все, до чего может достать, и всеми способами показывает родителям бесконечный интерес к этому миру (подробнее в статье: как можно эффективно научить ребенка ползать в 8 месяцев?).

Время от времени всем нужно снова побыть детьми. Возможно, эта статья подскажет вам, как правильно общаться с малышом 8 месяцев от роду, как с ним заниматься и чем его можно занять, не выходя из дома. Для этого нужно определиться с умениями, которые вам хотелось бы развить у ребенка.

Учимся взаимодействовать с предметами

Дайте малышу 8-ми месяцев возможность по-всякому манипулировать с предметами, изучая их качества. Нужно проводить такие занятия:

  • Развитие мелкой моторики.

Продолжаем работу с пальчиками, выбирая для манипуляций предметы разной формы размером 2-3 см. Это могут быть кубики, колокольчики, шарики и другие. Старайтесь подбирать учебные предметы так, чтобы они имели разную плотность, массу, фактуру и были изготовлены из различных материалов. Это поможет развить осязание 8-ми месячного малыша, тактильную чувствительность его ладошек и пальчиков.

  • Работаем с игрушками.

Стимулируем копирование действий взрослого (достать кубики из коробки, сложить их в линию, аккуратно прикрыть коробку, положить туда что-то). Обучаемся копированию двух связанных между собой действий: подойти и взять, открыть коробку и достать что-либо.

  • Башня из кубиков.

Постройте башенку из мягких кубиков большого размера — малыш разрушит ее ударом руки. Повторите эти действия многократно, и это доставит ребенку большую радость от совместной игры. При этом, когда вы снова и снова будете отстраивать башню, он будет отслеживать очередность выполняемых вами действий, понимать взаимосвязь предметов, анализировать результат своего действия.

  • Чудесные бутылочки.

Поместите в прозрачные ПЭТ бутылки небольшого размера различные мелкие предметы (пуговицы, монетки, яркие бусины, горошины и др.). 8-ми месячный малыш с неподдельным интересом будет рассматривать такую игрушку, наклонять и трясти ее, разглядывая, как перемещаются находящиеся внутри предметы.

  • Игрушки на шнурке.

Привяжите к кроватке игрушку на шнурке или на бельевой резинке. Ребенок будет перемещать ее по кровати, просовывать сквозь прутья и пытаться выбросить. Но игрушка повиснет на шнурочке и не упадет, ее снова можно будет подтянуть и бросить.

Развитие слухового внимания

Стимулируем ребенка подражать действиям взрослого для достижения определенной цели — выявления звуков, издаваемых предметами. Для этого ему нужно будет потрясти, сжать, опрокинуть или сделать другое необходимое действие, в зависимости от свойства игрушки. Для ребенка 8 месяцев можно выполнить такие развивающие упражнения: (подробнее в статье: интересные развивающие игры для детей до года)

  • Игра «Что спрятано?».

Прикройте салфеткой звучащий предмет (колокольчик, погремушку, игрушку-пищалку). Не показывая предмет ребенку, приподнимите край салфетки и воспроизведите звук. После небольшого перерыва вновь проделайте эти действия, привлекая тем самым внимание малыша и стимулируя его к самостоятельным действиям.

  • Игра «Потяни за шнурочек».

Возьмите неваляшку и привяжите к ней шнурочек. Покажите малышу, что за него можно потянуть и подергать. Накройте эту игрушку салфеткой и снова повторите действия. Подражая вашим действиям, малыш будет обучаться соотношению выполненных действий и полученному результату, а также извлекать звук разными способами и правильно определять его источник.

Слуховое внимание играет значительную роль для адаптации малыша в окружающем его мире, а также напрямую связано с развитием активных зон мозга. Именно поэтому родителям рекомендуется не забывать об этом важном и полезном навыке.

Развитие речевого внимания

  • Игра «Найди мишку».

Это упражнение направлено на обучение малыша находить в разных местах комнаты одну и ту же игрушку. Для начала перемещайте ее так, чтобы ребенок это видел, а затем меняйте ее местонахождение, чтобы кроха не видел этого. Учим находить 2-3 знакомых игрушки в разных местах комнаты.

  • Игра «Ку-ку».

Любимая всеми детьми игра. Знакомая игрушка прячется под платочек (коробку, салфетку), при этом мама тревожно спрашивает: «А где мишка?», а потом радостно восклицает: «А вот же он!», сбрасывая платочек с игрушки. Так же можно прятать и членов семьи, набрасывая платочек им на лицо: «А где папа? А вот он!», «А где Коля? Вот!».

  • Вербальные игры.

Развиваем понимание элементарных движений и их копирование: «привет», «дай ручку», «ладушки».

Развитие активной речи

  • Произносим лепетные слоги.

Стимулируем ребенка произносить слоги и звуки, которые он произносил самостоятельно в течении прошлых месяцев, а также разучиваем новые звукосочетания, произносимые родителями. Дополняем перечень этих слогов: ля-ля-ля, ко-ко, та-та-та, ба-ба-ба.

  • Настраиваем на подражание.

Начинать упражнения по развитию речи следует с настраивания крохи на вербальную активность. Ее нарастание происходит достаточно медленно, поэтому важно, чтобы ребенок имел немного времени на подготовку артикуляционного аппарата к произнесению некоторых сочетаний звуков — для этого необходимо произнести эти звуки немного заранее.

Чтобы малыш в течении 60-90 секунд сосредоточил свое внимание на артикуляции и мимике, старайтесь сделать произнесение слов и звуков более разнообразным: говорите то громким, то тихим, то нормальным, то почти беззвучным голосом, интонируйте звуки различными способами, но каждый раз подчеркивайте артикуляцию. В начале упражнения повторяйте уже знакомые ребенку звуки, а после добавляйте к ним новые сочетания.

  • Первые подражания звукам.

Последовательно показывайте малышу разные игрушки, упрощая их название или заменяя его ассоциативно схожим: машина (би-би), кошечка (мяу), кукла (ляля).

Воспользуйтесь при показе эффектом неожиданности: внезапного появления (из-под стола или одеяла, из-за спины) и исчезновения. Полезным будет выполнять с игрушкой какие-то действия: ляля ходит (топ-топ), машина едет и сигналит (би-би), птичка клюет крошечки (клю-клю) и поет песенку (чив-чив).

Сюжетные игры

Сюжетные игры для детей 8-9 месяцев носят пока сугубо ознакомительных характер. Вы знакомите ребенка с игрушкой, рассказываете о ее действиях, издаваемых звуках, обучаете примитивным навыкам игры.

Показывайте указательным пальчиком малыша, взяв его руку в свою, приговаривая: «Где котик? Вот. А где у котика хвостик, ушки, лапки, глазки?» Пускай ребенок сам попробует воспроизводить слова и сочетания звуков при произнесении названий игрушек и определении их действий (ляля топ-топ, собачка ав-ав).

Главное, чтобы родители произносили не только упрощенные названия и действия, но и полные: «мур-мяу кошечка», «би-бип машинка».

  • Учите ребенка словам, которые раскрывают действия: подойди, открой, возьми, закрой. Привлекайте его играть вместе с вами.
  • Комментируйте все действия, когда играете с сюжетной игрушкой. Рассказывайте малышу: машина приехала, развернулась, посигналила «би-би!», уехала. А тут птичка прилетела «чив-чив» и стала клевать крошечки «клю-клю, клю-клю».
  • Расширяйте знания об игрушках, которые изображают реальных существ: собачка, свинка, мишка, кукла. Уделяйте больше внимания общим деталям — таким, как носик, ушки, глазки.

И не забывайте делать побольше фото ваших замечательных 8-ми месячных деток. Они так быстро меняются!

Овладение телом и пространством

К 7–8 месяцам вдвое увеличивается масса мозга ребенка (по сравнению с той, что была при рождении): идет интенсивное формирование центральной нервной системы. Малыш овладевает двигательными и речевыми навыками. Теперь он лучше понимает обращенную к нему речь и интенсивно социализируется, т.е. входит в  общество окружающих его людей. Эти метаморфозы – результат общения взрослых с ребенком. Значит, это ваши общие заслуги!

Малыш осваивает пространство – ползает быстро и во всех направлениях. Он самостоятельно садится – новое умение, которое ребенок приобрел совсем недавно. Все это также является важным моментом в организации дальнейшей жизни и развития крохи.

Предметные игры позволяют малышу впервые почувствовать себя в качестве «деятеля»: на практике познавать физические свойства объектов (круглый – катится, прямоугольный – стоит, маленький – вкладывается в большой, но не наоборот; предмет, не имеющий отверстия, нельзя нанизать на палочку и др.).

Несмотря на то что предметная деятельность считается ведущей в этот период младенчества, приоритетным выступает социальное развитие ребенка.

Социализация и эмоции

Душевные, эмоциональные переживания малыша заполняют все его существо: кроха сильно привязывается к ухаживающему за ним взрослому (как правило, маме). Это особые отношения, которые влияют на его дальнейшее общее развитие, в том числе и речевое.

Теперь, беря малыша на руки, мама удобно усаживает его лицом к себе. Но иногда ребенок бьет взрослого ладонью по лицу, стаскивает очки, царапает щеки, рвет волосы. Взрослый в недоумении – в чем дело?! Конечно, малыш еще не понимает, что так вести себя нельзя. Это врожденная ориентировочная активность малыша, выводящая его на неосознанное еще социальное экспериментирование. Иными словами, ребенок изучает вас, а «разведка боем» обнаруживает вашу реакцию на его действия.

Как же быть в этой ситуации? Мама должна отвести руку ребенка и строго сказать: «Нельзя!» Даже если малыш заплачет, она все же показывает, что ей не нравятся его действия. А затем следует дать ребенку образец ласкового общения: погладить его ручкой по своей щеке, провести по волосам, прижаться к его головке и т.п.

Когда малыш находится на руках у мамы, ему удобно рассматривать ее лицо. Кроме того, обозревая окружающее пространство, они одновременно видят один и тот же объект, который ребенку следует назвать (как и производящиеся с этим объектом действия).

Маленький имитатор

Мимика взрослого, его отношение к событиям и ситуациям раскрывают перед крохой палитру родительских настроений и чувств. Ребенок начинает входить в тесный эмоциональный контакт с матерью, не только наблюдая ее переживания, но и повторяя их. Ее эмоции – это школа чувств и лакмусовая бумажка для малыша в понимании окружающего на ранних этапах социализации. Так, оказавшись в непривычной обстановке, он будет внимательно следить за реакцией мамы, и именно ее эмоции определят его настроение и поведение.

В этот период жизни ребенок не отделяет себя от взрослого. Он не обособляет себя от своего окружения, не знает и  не понимает своего «Я». Привязанность крохи к матери, их эмоциональную спаянность ученые называют бинарностью, т. е. сдвоенностью, неразделяемостью, единым целым.

Содержательное общение с ребенком – первостепенное условие психофизического развития малютки на этом этапе. Взрослый должен понимать, что малыш смотрится в него, как в зеркало, копируя эмоции, жесты, характер реагирования на то или иное событие; отношение, выраженное в слове и т.п.

В этих обстоятельствах родителям необходимо вести себя определенным образом: быть эмоционально открытыми и понятными. Ничего наигранного, искусственного, надуманного. В присутствии ребенка важно уметь распахнуться навстречу миру. Например, расцвел цветок: «Ах, как красиво! Посмотри!» (мама смеется, подносит ребенка к цветку); пошел дождь: «Ой, скорее-скорее! Спрячемся! Но-но, дождик, нельзя нас мочить!» (мама делает строгое лицо, грозит пальчиком, смеется); проехала большая машина: «Ай-ай! Какая большая бибика (машина)! Би-би-би!» (мама удивленно смотрит на ребенка); вышло солнышко: «Ха-ха! Здравствуй, здравствуй, солнышко! Подставляй ладошки!» (мама демонстрирует радость, протягивает свои ладони и ручки ребенка к солнышку).

Так вы учите малыша воспринимать мир и эмоционально реагировать на происходящее. Обогащение чувств ребенка ведет за собой интенсивное развитие понимания речи.

Цель занятий

  • Продолжать развивать ориентировочную активность в процессе действий с предметами (игрушками).
  • Проводить игры – занятия с предметами, способствующие фиксации внимания на 1–3 мин на одном объекте.
  • Усиливать содержательную сторону общения взрослого с ребенком в процессе игрового взаимодействия («деловое» общение).
  • Способствовать появлению у малыша потребности в совместных действиях (сотрудничестве) со взрослым.
  • Показывать примеры новых действий с образными и дидактическими игрушками (ознакомительная игра).

Потребность в общении с любимым взрослым и привязанность к нему способствуют развитию речевых навыков.

Взрослый должен:

  • создавать ситуации, побуждающие малыша вступать в речевой контакт (эмоциональный, интересный показ игрушки, ситуация поиска, сюрпризность и т.д.);
  • обращать внимание на звуковой состав лепета и интонационную выразительность голосовых реакций малыша;
  • продолжать использовать практику речевой переклички с ребенком;
  • сочетать простые и наглядные демонстрации игрушек с краткими пояснениями, побуждающими ребенка к лепету и интонированию;
  • широко использовать звуковую и интонационную выразительность детского поэтического фольклора для формирования артикуляции (открытые слоги «а-а-аля, э-м-м!», закрытые слоги «дэ-дэ, бе?де-дэ, ба-ба-ба» и др.);
  • организовывать игровое общение малыша с близкими, благодаря которым ребенок получает образцы речевых конструкций, относящихся к конкретным социальным ситуациям;
  • показывать и называть животных, имитировать их голоса, разыгрывать с ними сценки («коровка», «козочка», «петушок» и др.);
  • проводить специальные речевые занятия, давать образцы произношения фонем, слогов;
  • разучивать с малышом простые пальчиковые игры;
  • включать в общение фольклорные произведения;
  • предлагать занимательные предметные игры.

Игровое общение способствует быстрому развитию понимания речи взрослого, формированию артикуляции речевых звуков, развитию интеллекта ребенка.

С 8 месяцев в лепете малыша уже отчетливо слышится интонация просьбы и появляется утверждение: «Дя-дя-дя!», «Тя-тя-тя!», «Бе-бэ-ба!»

Примерная ситуация речевого общения «Дай! Дай, пожалуйста!»

Задачи

Развивать понимание речи взрослого. Воспитывать у малыша любовь и привязанность к близким. Создавать ситуации, побуждающие ребенка вступать всеми возможными способами в контакт со взрослыми.

Закрепить понимание обращения: «На! Возьми!» Познакомить с новой речевой конструкцией: «Дай! Дай, пожалуйста». Ввести эти выражения в игровой сюжет с участием всех членов семьи.

Материал

Корзинка с яблоками. Цветные флажки разного цвета (например, красный, зеленый, желтый, синий).

Способ изготовления флажков

Можно использовать высохшие фломастеры для древка флажков. Полотнища сделать из цветной бумаги (4×12 см2), наклеить их на концы фломастеров.

Содержание

Мама укладывает яблоки в корзинку. Берет на руки ребенка, они идут к бабушке. Разыгрывается сценка встречи малыша с бабушкой. Мама дает крохе яблоко и предлагает угостить бабушку. Бабушка просит: «Дай! Дай, пожалуйста!» Если малыш не хочет отдавать яблоко, мама берет другое яблоко и протягивает бабушке: «На! Возьми!» Мама еще раз повторяет сценку угощения.

Бабушка благодарит и протягивает ребенку флажок, держа его за кончик так, чтобы малыш мог его перехватить:

На! Возьми!
Возьми, дружок,
Ярко-красный флажок!

Далее мама и малыш идут угощать дедушку. Сценка повторяется. Дедушка дарит другой флажок:

На! Возьми!
Возьми, дружок,
Зеленый флажок!
(Л. Павлова)

Так проходит угощение и других членов семьи.

Мама ставит флажки в пластмассовый стаканчик и располагает так, чтобы ребенок видел их. «Где флажки?» – спрашивает она, закрепляя понимание вопроса «Где?» – «Вот они!»

Примечание

Игровую ситуацию следует повторить не один раз, используя другие материалы.

Примерное наблюдение «Коровка»

Задачи

Использовать пребывание ребенка в деревне для его речевого развития. Показать с расстояния 3–4 м корову. Активизировать в лепете ребенка слог «му».

Содержание

Мама заранее выбирает удобное для обзора место, берет ребенка на руки.

Дает малышу возможность внимательно рассмотреть животное в течение 2–3 мин. Затем называет: «Коровка! Му-му!» Несколько раз повторяет: «Му-му!» Показывает рога коровы. Комментирует наблюдаемое: коровка ест травку (смотрит, ходит, мычит, машет хвостом и др.).

Далее взрослый читает потешку, передавая в голосе нежное, доброе отношение к животному:

Ты, коровушка,
Ступай
В чисто поле,
Погуляй!
А вернешься вечерком –
Нас напоишь молочком…
Му-му! Му-му!

Примечание

Аналогичные наблюдения по ситуации проводятся и с другими животными.

Примерное речевое занятие «Заинька, войди в сад!»

Задачи

Развивать голосовой аппарат. Формировать речевое подражание на основе освоенных звуков речи, в частности, повторение слога «гу». Ввести в речевую практику слог «ди». Использовать поэтический фольклор.

Материал

Игрушка – зайка (25–30 см).

Содержание

Мама усаживает ребенка в креслице, привлекает его внимание к своему лицу. Произносит слог, который малыш освоил, начинает перекличку: «Гу-гу!», «Гу-гу!». Замолкает. Повторяет попытку активизировать речевую реакцию малыша. Когда кроха откликнется, мама читает потешку:

Заинька по сеничкам
Гуляй, погуляй!
Серенький, по новеньким
Погуливай – гуляй!
Гу-гу! Гу-гу!

Во 2 части игры-занятия мама читает новую потешку про заиньку, где дается звучание слога «ди»:

Заинька, войди в сад!
Серенький, войди в caд!
Зайка, зайка,
Войди в сад!
Серый, серый,
Войди в сад!
Ди-ди! Ди-ди!
Динь!

В конце занятия мама показывает зайку, который скачет и танцует. Можно спеть знакомые потешки и показать ребенку игровые движения ручками (хлопки, «фонарики»). Разучить их, выполняя руками малыша (пассивные движения).

Примерная игра-занятие на развитие слуха «Что звучит?»

Задачи

Продолжать совершенствовать ориентировочные слуховые и зрительные реакции.
Развивать реакцию на звучащие игрушки. Учить ребенка играть вместе со взрослым или подражать ему. Обогащать предметную деятельность на основе новых впечатлений.

Материал

Набор игрушек, издающих различные звуки: например, резиновая пищащая уточка, звенящий колокольчик, гремящая каталка или матрешка, салфетки.

Содержание

Мама кладет на ковер игрушки в разных местах. Накрывает их салфетками. Помещает малыша на ковер. Затем, приподняв салфетку, встряхивает игрушку, привлекая звуком ребенка, но не показывая предмет.

Малыш подползает, поднимает салфетку. Мама показывает действия с игрушкой, разговаривает с малышом: «Вот! Матрешка!» Аналогично ребенок обнаруживает другие звучащие игрушки.

К концу восьмого месяца заметно расширяется понимание малышом речи взрослого, совершенствуется лепет, в нем появляются новые фонемы и слоги.

You are here: Home » Развитие детей » Дети 0-1 года » 7-12 мес » Досуг малыша – как развивать ребенка в 8 месяцев

Малыш, которому исполнилось 8 месяцев, невероятно активен и любопытен.

Он старается познать интересный мир вокруг себя всеми возможными способами – ползает по полу на четвереньках или по-пластунски, тянет пальчики во всевозможные места, хватает, кидает предметы, проявляет интерес ко всему новому и неизведанному.

Задача родителей заключается в том, чтобы грамотно организовать ребенку всестороннее развитие, научить основополагающим моментам, простым азам рисования, занять досуг интересными играми.

Что умеет делать малыш в возрасте 8 месяцев

Учитывая нормы развития крохи, на данном этапе он может легко осваивать пространство вокруг, начинает учиться руководить собственным телом и подчинять себе свои движения, а также взаимодействовать с различными предметами обихода и другими членами семьи.

Помимо этого, маленький человек может справиться со следующими вариантами действий:

  • Под музыку может пританцовывать, держась за опору, своеобразно петь, при этом может похлопать в ладошки, поднимать руки и ноги.
  • Уверенно сидит на поверхности, может перевернуться с боку на бок без посторонней помощи.
  • Берет в руку небольшие игрушки и предметы, долго их изучает и рассматривает.
  • Может поиграть с мамой в прятки. Если она накроется одеялом, станет его стягивать и радоваться, когда найдет ее.
  • При кормлении пытается держать ложку самостоятельно, пробует сам пить из кружки, держит в руках печенье и умеет его откусывать, прожевывать.
  • Лепечет слоги на своем языке, повторяя за взрослыми, может сказать свое первое слово.
  • Понимает запреты, когда ему говорят слово «нельзя», но не всегда их исполняет.

Каждый кроха развивается индивидуально, поэтому не стоит слишком переживать, если что-то из списка ему пока не удается. Если вы будете заниматься и поддерживать интерес к окружающему, то у малыша обязательно все получится со временем.

Чему можно научить восьмимесячного ребенка: общие рекомендации

При проведении дел по хозяйству маме обязательно следует комментировать свои действия, рассказывать о происходящем, держать в руке разные вещи и произносить их наименования. Так вы учите быстрее адаптироваться и понимать окружающий мир, налаживаете связь друг меж другом.

Кроме этого, вы можете научить делать следующие вещи:

  • Показать, как нужно держать телефон, прикладывать его к уху, имитировать разговор, говорить слово «алло». Для этих целей подойдет игрушечный телефон, на котором можно нажимать кнопочки и повторять слова за взрослыми.
  • Использовать все предметы согласно их назначению, например катать по полу каталку и машинку, бить в барабан, нажимать клавиши на игрушечном пианино, мешать ложкой в кастрюле, закрывать и открывать крышку.
  • В ванне можно показать, как хлопать ручками по воде, опускать под воду резиновую уточку, которая вынырнет, переливать жидкость из одной емкости в другую.
  • Научить махать ручкой при слове «пока» и «привет», при слове «дай» научить отдавать игрушку, если что-то падает, говорить «бу-бух».
  • Изучать картинки в книжках, учить листать страницы, показывать животных и озвучивать названия зверушек, а также звуки, которые они издают – мяу, мууу, гав-гав и т. д.

Как развивать малыша с помощью игр

Процесс обучения в форме игры – самый доступный и понятный маленьким исследователям из всех других вариантов. Даже при нехватке времени следует выделить по 10-15 минут 2 раза в день, чтобы уделить внимание своему чаду. Существует несколько популярных игр, которые обязательно понравятся ребенку, он будет в восторге от них.

Катание мячика

Для данной игры следует подобрать мячик размером около 10 см в диаметре.

Желательно, чтобы он был ярким и привлекал внимание, вызывая живой интерес.

Взрослый садится на полу напротив ребенка, на доступном расстоянии.

Далее нужно взять рукой мяч и покатить в противоположном от себя направлении. Малышу нужно будет его поймать руками.

Если толкнуть мяч у крохи не получится, ему следует показать, как это делается, и он с радостью будет имитировать ваши движения.

Данная игра помогает установить эмоциональный контакт, развить двигательную и зрительную координацию движений, улучшает социальную адаптацию.

Игра с веревочкой

Для проведения понадобится небольшой шнурок или веревочка, на которую с одной стороны можно привязать игрушки, некрупные предметы.

Она подойдет тем детям, у которых есть интерес к выкидыванию игрушек из своего манежика. Дайте свободный конец в руки, а другой кончик с предметом положите на пол.

Покажите, как можно притянуть к себе предметы таким образом, и это занятие на некоторое время увлечет малыша.

Игра с кубиками и пирамидками

Простые игрушки, самые первые помощники в развитии – пирамидка и цветные кубики.

Сядьте вместе на пол, разложите пирамидку и покажите, как ее собирать, начиная с большого круга и заканчивая маленьким.

Малыш научится различать размеры предметов и ориентироваться в построении несложной системы.

С помощью кубиков можно научить построению башенки, сначала из двух элементов, потом из трех и более.

Здесь вы даете понимание о равновесии предметов и их устойчивости, учите пониманию построения ряда. Также, можно поиграть игрушкой – сортировщиком, в выемки которой нужно подобрать подходящую форму предмета.

Занимательная пальчиковая гимнастика для восьмимесячных детей

Развитие координации движений нужно начинать с самого раннего возраста.

В 8 месяцев малышам будет интересно повторять за взрослыми несложные махи руками, прихлопы, движения пальцев.

Такие занятия следует сопровождать считалочками, полюбившимися стишками и присказками, например, поиграть в «сороку-белобоку», «ладушки-ладушки», «шла коза рогатая» и др.

Регулярное проведение пальчиковых игр положительно скажется на интеллекте и поможет в развитии.

Гимнастика и оздоровительный массаж для ребенка

Физическое развитие в данном возрасте представляет собой комплекс массажных действий и несложных гимнастических упражнений.

Для этого выполняются скрещивания рук на груди младенца, попеременное поднятие выпрямленных ножек с вашей помощью, перевороты с одной стороны в другую, для которых используются любимые игрушки.

Для стимуляции ползания можно положить интересную вещь на расстоянии 40-50 см, малыш должен будет до нее доползти.

Отличным вариантом станут движущиеся игрушки, за которыми будет интересно следовать.

Массаж делается аккуратно, плавными движениями, направленными по току сосудов. Массируя спинку, делайте легкие прихлопы, растирания, поглаживания. Далее можно размять ручки и ножки.

Следите, чтобы ваши действия доставляли удовольствие и улыбку, а не дискомфорт. Если кроха капризничает или противится вашим манипуляциям, лучше на время отложить процедуру.

Выводы

Наблюдать за тем, как растут и развиваются дети, очень интересно. Важно обязательно находить время для занятий с ребенком, чтобы открыть ему мир, научить самым простым вещам, которые ему пригодятся в дальнейшем, а также нужно общаться, вести диалог с помощью простых фраз, чтобы маленький человек чувствовал себя нужным и любимым.

Ежедневные игры и занятия сближают родителей и их чад, делают семью крепче, а детство, которое бывает раз в жизни, счастливее и радостнее.

Видео на тему