Волюнтаризм: значение слова и его история, субъективное и объективное в сущности волюнтаристической философии

Под
объективнымиусловиями мы понимаем
состояние общества и прежде всего его
экономический фундамент, а также его
социальную, политическую и духовную
сферы.Субъективныйже фактор — это
более или менее осознанная деятельность
субъекта истории, каковым являются
массы, социальные группы, классы, партии
и отдельные люди.

При
всей значимости субъективного начала
в истории, решения и свободно избранные
поступки людей в принципе не могут
носить произвольный характер. Это
объясняется уже тем, что каждое новое
поколение застает определенное состояние
общества известный уровень развития
производства, определенную социальную
структуру общества, систему общественных
отношений. Взаимодействие субъективного
и объективного факторов раскрывает
положение исторического материализма
о том, что историю творят люди, народы,
классы
. Субъективный фактор всегда
действует в рамках объективных отношений
и условий, в значительной мере являющихся
кристаллизовавшейся формой предшествовавшей
деятельности людей

Субъективный
фактор — это учет реального положения
вещей, реальных возможностей, сложившихся
в обществе, к выбору одной из этих
возможностей и, наконец, к деятельности,
направленной на ее реализацию. Свобода
выбора ограничивается объективными
условиями
.

Историю
движут те побуждения, которые приводят
в движение большие массы людей,
целые народы, а в каждом данном народе,
в свою очередь, целые классы. Так, сливаясь
в единый поток, внешне кажущиеся
неупорядоченными действия миллионов
индивидов дают в итоге достаточно
стройную линию закономерного движения
истории как естественноисторического
процесса
. Учение о закономерном характере
общественной жизни, истории и составляет
ядро социального детерминизма,
противостоящего различным вариантам
индетерминистских концепций исторического
процесса. Развитие общества такой же
закономерный процесс, как и процесс
развития природы.

Фатализм
(от лат. fatalis — предопределённый судьбой,
роковой), мировоззрение, рассматривающее
каждое событие и каждый человеческий
поступок как неотвратимую реализацию
изначального предопределения,
исключающего свободный выбор и
случайность.

Субъективизм,
мировоззренческая позиция, игнорирующая
объективный подход к действительности,
отрицающая наличие объективных законов
природы и общества. С. — один из основных
гносеологических источников идеализма.
Сущность С. — абсолютизация активной
роли субъекта в различных областях
деятельности, и прежде всего в процессе
познания.

Волюнтаризм,
идеалистическое направление в философии,
рассматривающее волю в качестве высшего
принципа бытия. Выдвигая в духовном
бытии на первый план волю, В. противостоит
интеллектуализму (или рационализму)
— идеалистическим философским системам,
которые считают основой сущего интеллект,
разум
. Предпосылкой новейшего В. явилось
учение И
. Канта
о примате практического разума: хотя
существование свободной воли нельзя,
по Канту, теоретически ни доказать, ни
опровергнуть, практический разум требует
постулировать свободу воли, ибо иначе
нравственный закон потерял бы всякий
смысл. Исходя из этого, И. Г. Фихте
видел в воле основу личности, а в волевой
деятельности Я — абсолютный творческий
принцип бытия, источник духовного
самопорождения мира.

При этом диаматовское
понимание исторического процесса
несовместимо ни с фатализмом, ни с
субъективизмом и волюнтаризмом. История
развивается по своим законам, однако в
ходе истории нет ничего фатального,
заранее предопределенного и люди вовсе
не марионетки, приводимые в движение
кем-то или чем-то, неспособные на какие
бы то ни было самостоятельные движения,
а активные деятели, субъекты истории,
способные
. опираясь на знание законов,
ускорять ее ход либо даже ограничивать
сферу действия тех или иных законов и
т
. д.

Волюнтари́зм (лат.voluntas — воля) — направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего.

Термин «волюнтаризм» был введён в конце XIX века социологом Ф. Тённисом. Однако волюнтаристские идеи в этике и в философии выдвигались и раньше А. Шопенгауэром, Ф. Ницше, А. Бергсоном.

Волюнтаризм (лат.воля) — направление идеалистической философии, признающее волю как первооснову всего сущего. Следует различать два вида В. — как форму объективного и субъективного идеализма. Типичные представители первой формы В. — Шопенгауэр и Э. Гарт-ман. Подвергая — агностицизм Канта критике справа, Шопенгауэр утверждает, что лежащая в основе явлений (представлений) «вещь в себе» есть первичная, ничем не обусловленная «мировая воля». Движущей силой всех живых существ является, согласно Шопенгауэру, «воля к жизни», носящая стихийный, инстинктивный характер.: Сознательная воля проиэводна по отношению к слепой, инстинктивной индивидуальной воле. В. Шопенгауэра проповедует навеянную буддизмом фаталистическую доктрину отречения от индивидуальной воли к жизни и растворения индивидуального в космической мировой воле. Субъективно-идеалистическая форма В. характерна для Штирнера и Ницше. В их учениях первичной движущей силой выступает свободная индивидуальная воля — «я», принцип всеобщей объективной закономерности тем самым категорически отвергается. В отличие от пессимистического и фаталистического В. Шопенгауэра, В. Ницше носит агрессивный характер, превознося «волю к власти» как высшую волевую потенцию. В вульгаризованной форме доктрина Ницше послужила одним из теоретических источников фашистской идеологии. В обеих своих формах В. представляет собой иррационалистическую версию идеализма, толкующую духовное первоначало бытия не как логическое, рациональное, закономерное, а как не поддающееся рациональному, научному познанию. Хотя сам термин «В.» введен в философский обиход лишь в конце 19 в. (Ф. Теннис, 1883, Ф. Паульсен, 1892), по существу, идеи В. восходят к далекому прошлому, начиная с теологических догм о божественной воле как творческом первоначале бытия. Особенно ярко выражены волюнтаристические мотивы в учениях Августина, а затем Дунса Скота. Большое влияние В. получил в буржуазной психологии 19 в. (Вундт, Г. Мюнстерберг), признававшей примат воли по отношению н остальным психическим функциям. В идеалистической логике и теории познания (Прагматизм) В. выразился в утверждении решающей роли воли в суждении и в познании вообще, рассматриваемом как функция интересов, стремлений. В социально-политической теории и практике В. означает отрицание научно обоснованной общественной деятельности, опирающейся на познание объективных законов истории, и сведение ее к субъективному произволу политических вождей. Политический В. принимает различные формы анархистского авантюризма, с одной стороны, и фашистской агрессии и диктатуры фюрера — с др. В. был подвергнут глубокой критике в работах классиков марксизма, начиная с «Немецкой идеологии» Маркса и Энгельса. Научное марксистское миропонимание несовместимо с антинаучным, индетерминистическим, иррационалистическим идеализмом в понимании природы, об-ва и процесса познания. Марксизм-ленинизм враждебен В., ибо опирается во всех областях общественной практики на научное познание объективных законов и тенденций общественного развития и на чуждые волюнтаристическому произволу принципы широкой социалистической демократии.