Задачи и содержание эстетического воспитания детей и подростков в семье и образовательных учреждениях

Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное. В зависимости от возраста ребенка могут быть использованы различные методы нравственно-художественного развития личности.

Выдающийся русский драматург А.П. Чехов сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Если взглянуть на это высказывание с точки зрения педагогики, то подобное состояние всеобъемлющей красоты и есть результат успешного эстетического воспитания.

Что такое ↑

Слово «эстетика» в переводе с древнегреческого означает «чувственное восприятие» и представляет собой учение о внешней форме и внутреннем содержании прекрасного в природе, общественной жизни, внутреннем мире человека.

Эстетическое воспитание – это развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве.

Здесь следует уточнить, что понятие «прекрасное» в контексте художественного формирования личности не совпадает со значением слов «красота, красивый». Последнее – это скорее описание внешней формы, которое зависит от конкретной исторической эпохи, и может меняться.

«Прекрасное» же находится вне зависимости от времени и включает в себя такие понятия, как гармония, гуманизм, совершенство, возвышенность, духовность.

Цели и задачи ↑

Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру, включающую следующие компоненты:

  1. Восприятие — это способность видеть прекрасное в любом его проявлении: в природе, искусстве, межличностных отношениях.
  2. Чувства – эмоциональная оценка прекрасного.
  3. Потребности – желание и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создание прекрасного.
  4. Вкусы – умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам.
  5. Идеалы – личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве.

Задачами являются:

  • формирование гармоничной личности;
  • развитие в человеке способности видеть и ценить прекрасное;
  • закладка идеалов прекрасного и выработка эстетических вкусов;
  • побуждение к развитию творческих способностей.

Средства ↑

Средствами приобщения к прекрасному являются:

  • изобразительное искусство (живопись, скульптура);
  • драматургия (театр);
  • архитектура;
  • литература;
  • телевидение, СМИ;
  • музыка различных жанров;
  • природа.

К методам относятся:

  • личный пример;
  • беседы;
  • школьные уроки и занятия в детском саду, кружках, студиях;
  • экскурсии;
  • посещение театра, выставок, музеев, фестивалей;
  • утренники и вечера в школе и ДОУ.

Самым действенным из всех методов является личный пример учителя (родителя). Посредством его формируется тот идеал, который потом ложится в основу всего художественного сознания. Личный пример включает в себя: манеру поведения, общения, внешний вид и моральные качества.

Эстетическое воспитание ↑

Эстетическое воспитание – задача не только воспитателей и учителей. Это непрерывный процесс, который берет свое начало в семье, а продолжается педагогами.

В семье

Содержание эстетического развития в семье включает:

  • личный пример родителей;
  • пение песен и колыбельных;
  • рисование;
  • чтение книг, рассказывание сказок;
  • беседы;
  • эстетика быта.

Как уже упоминалось, самым важным методом здесь является личный пример родителя. Народная мудрость подчеркнула это пословицей «Яблоко от яблони недалеко падает».

Первое, что видит ребенок в семье – это мама и папа. Они являются его первыми эстетическими идеалами. В этом деле нет мелочей, важными являются и внешний вид родителей, и их манера общения, разговора, и семейные критерии прекрасного и безобразного.

Семейное эстетическое воспитание складывается из многих составляющих:

  1. Опрятно одетые члены семьи, атмосфера взаимного уважения, искренние эмоции, умение выражать свои чувства словом, наличие дисциплины и правил поведения – вот те основы, на которых строится правильное эстетическое сознание ребенка.
  2. Воспитание музыкального вкуса начинается с пения колыбельных песен, потешек, детских песен как отдельно матерью, так и совместно с ребенком.
  3. Умение ценить произведения искусства, тягу к созиданию развивает рисование. Употребление различных техник: карандаш, гуашь, акварель, фломастеры, карандаши, помогает ребенку знакомиться с цветами, их сочетаниями, развивает способность видеть форму и содержание.
  4. Чтение книг, рассказывание сказок помогает ребенку освоить все богатство родного языка, научиться использовать слово в качестве инструмента выражения эмоций.
  5. Беседы необходимы для ответов на вопросы ребенка, возникающие во время познавания окружающего мира. Они помогают научиться отличать прекрасное от безобразного, гармонию от хаоса, возвышенное от низменного.
  6. Эстетика быта включает дизайн детской комнаты, общее оформление жилого пространства: картины на стенах, живые цветы, порядок, чистота. Все это с самого раннего детства формирует у ребенка внутреннее чувство прекрасного, которое затем найдет свое выражение в эстетическом сознании.

В школе

Хотя основоположник педагоги К.Д. Ушинский писал, что каждый школьный предмет содержит эстетические элементы, все-таки наибольшее влияние на развитие эстетических вкусов учащихся оказывают уроки:

  • Русского языка и литературы. Они знакомят детей с сокровищницей родной речи, помогая овладеть словом, научиться ценить и анализировать произведения мировой классики.
  • Музыки. Музыка и пение развивают голос и слух. Кроме того, изучаемые на уроках теоретические основы музыки учат детей правильно оценивать любое музыкальное произведение с эстетической точки зрения.
  • Рисования (уроки изобразительного искусства). Рисование способствует выработке художественного вкуса. Изучение работ классиков мировой живописи, скульптуры на уроках изобразительного искусства формирует в детях способность видеть прекрасное в самых разных его выражениях.

Мероприятия в библиотеке

Библиотека всегда ассоциировалась с сокровищницей знаний. Это уважительное отношение к книгам можно использовать для эстетического воспитания школьников младших и средних классов школы.

Среди мероприятий, проводимых в библиотеке можно выделить:

  • ознакомительные беседы, рассказывающие о ценности книг, бережном отношении к ним;
  • тематические книжные выставки, посвященные, например, старинным книгам, литературе о войне, защите окружающей среды;
  • дни «приведи друга», направленные на побуждение детей записаться в библиотеку;
  • литературные и поэтические вечера, посвященные творчеству конкретного писателя или поэта, со знакомством с его биографией, выдающимися произведениями, чтение отрывков из них или декламация стихов наизусть.

Открытый урок

Открытый урок отличается от обычного тем, что методику работы учителя (преподавателя) в классе могут видеть и перенимать его коллеги. Поскольку право давать открытые уроки имеют только педагоги с высоким уровнем научно-методической подготовки, использующие оригинальные обучающие методики.

Этот вид учебного процесса может использоваться как средство передачи позитивного опыта в эстетическом воспитании учащихся. Особенной ценностью обладают открытые уроки по художественно-прикладному искусству (рисование, труд), музыке, русскому языку и литературе.

Беседы

Как и на уровне, семьи формат беседы в процессе обучения в школе являются неотъемлемой частью формирования художественного сознания учащихся.

Они могут проводиться в форме:

  • классных часов;
  • свободных уроков.

Классный час учитель может использовать не только для организационной работы с детьми, но и как инструмент эстетического воспитания. Например, приурочивая его к дню рождения писателя, поэта, композитора или международному дню музыки (музеев).

Свободные уроки – это уроки, которые посвящены обсуждению того или иного произведения (урок литературы), события (урок истории, обществознания). При этом учитель не только побуждает учеников к дискуссии, но и сам направляет мысль детей, мягко формируя правильное представление.

Рекомендации по нравственно-художественному развитию личности ↑

Методы отличаются в зависимости от возраста детей.

Детей дошкольного возраста

Принципы включает:

  • создание эстетики обстановки;
  • самостоятельная художественная деятельность;
  • занятия с воспитателем.

Эстетика обстановки в ДОУ включает в себя:

  • цветовое решение игровых комнат и классов;
  • использование живых растений;
  • оформление мебели, наглядных пособий;
  • поддержание порядка, чистоты.

Самостоятельная художественная деятельность должна быть реализована в виде уроков свободного творчества. На них ребенок имеет возможность выполнять задания, руководствуясь только собственным представлением. Такая форма работы развивает воображение, стимулирует зрительную память, учит оценивать конечный результат.

Занятия с воспитателем направлены на формирование эстетического вкуса, идеалов и критериев оценки прекрасного под руководством наставника.

Младших школьников

Поскольку школьник уже имеет анализировать и строить логически-смысловые цепочки, это необходимо использовать при эстетическом воспитании детей этой возрастной группы.

Основными методами работы по эстетическому воспитанию с учениками начальной школы являются:

  • школьные уроки;
  • классные часы;
  • тематические утренники и вечера;
  • экскурсии в парк, краеведческий музей;
  • конкурсы рисования, пения;
  • творческие домашние задания.

Подростков-старшеклассников

Эстетическое воспитание в этом возрасте является самым сложным для любого учителя, так как основные идеалы и критерии у ребенка к этому моменту уже сложились.

Работа с этой группой детей должна включать следующие методы:

  • открытые уроки;
  • беседы, дискуссии;
  • классный час;
  • экскурсии в музеи изобразительного искусства;
  • посещение театров (оперный, драматический), филармонии;
  • привлечение детей в секции и кружки (живописи, конструирования, сценического искусства, танцев);
  • литературные конкурсы на лучшее эссе, декламацию стихотворения;
  • сочинения на тему прекрасного, возвышенного, низменного.

Таким образом, эстетическое воспитание – это не одноразовое мероприятие. Оно должно начинаться с самого рождения ребенка в семье, подхватываться воспитателями детских садов, продолжаться в школе и университете и сопровождать человека всю его жизнь уже в форме самосовершенствования.

Видео: Так ли оно важно?

   

Людмила Александровна Урекина, методист.

Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.

А.С. Макаренко

Главной ценностной установкой нового государственного образовательного стандарта является необходимость воспитания гражданина. Эстетическое (эмоциональное) воспитание является составным компонентом содержания воспитания наряду с трудовым, физическим, нравственным, и интеллектуальным воспитанием и ставит своей целью развить эстетическое отношение к действительности, т. е. научить каждого человека отличать прекрасное от уродливого, благородное и возвышенное от пошлого и вульгарного не только в искусстве, но и повсюду в окружающей нас среде. Ведь прекрасное пробуждает доброе. «Чувство изящного, — писал В.Г. Белинский ,- есть условие человеческого достоинства. Без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума, остаётся один «здравый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчётов эгоизма…эстеическое чувство есть основа добра, основа нравственности». Учреждение дополнительного образования детей и семья рассматриваются как два социальных института, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка, развитие его творческих способностей. Только в этом случае деятельность родителей и педагогов дополнительного образования в интересах ребёнка может быть успешной. Конечно, главным институтом воспитания является семья. Представители отечественной и зарубежной науки и практики всегда подчёркивали роль семьи, ибо в семье ребёнок начинает познавать особенности общественных отношений, впервые сталкивается с понятиями добра и зла, истины и лжи, получает первые представления о том, что такое «хорошо» и «плохо», приобретает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения, учится поведению в различных ситуациях. Семья для ребёнка  и социальная среда, и воплощение культурных традиций, и источник общественного опыта. В ней он находит и примеры для подражания, и критерии оценки первых проявлений своего «Я»,и образ, модель общества, в которое ему предстоит войти; того большого мира, где он будет жить и работать. Семья обязана формировать физически и психологически здоровую, нравственную, интеллектуальную, развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. А эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о «прекрасном», существующем в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию. Но надо заметить, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. В связи с особой воспитательной ролью семьи и возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитания ребёнка. При введении нового государственного образовательного стандарта воспитательная роль учреждений дополнительного образования (УДО) возрастает. Сформировать у родителей необходимую педагогическую базу, вооружить их нужными знаниями и умениями — одна из важнейших задач УДО, ибо оно в отличие от общеобразовательной школы, является ведущим воспитательным институтом, в котором работают профессиональные педагогические кадры, владеющие необходимой методикой, способные использовать не только современные научные данные, но и свои наблюдения за детьми, опыт работы с ними. Педагог дополнительного образования в силу специфики своей профессии, формирует взгляды, убеждения, вкусы, идеалы детей и подростков. В связи с этим суть взаимодействия педагогов Одинцовского Центра эстетического воспитания и родителей заключается в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребёнка, в раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимо- действия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и терпимости по отношению друг к другу. Педагог и родители объединяют свои усилия для фор- мирования у ребёнка тех качеств, которые необходимы для его самоопределения и само- реализации. Основными направлениями деятельности нашего Центра в области взаимодействия с семьёй для большей эффективности воспитательного процесса являются:

• Социологические и маркетинговые исследования семьи, направленные на изучение потребностей семьи в образовательных услугах; диагностика мотивации выбора самим ребёнком или его родителями вида деятельности, объединения, образовательной программы.

• Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их заня-тости, образовательный и социальный уровень и др.).

• Разработка методических пособий, рекомендаций для педагогов по организации работы.

• Информирование родителей о значимости эстетического воспитания; о значимости того, что они имеют большое влияние на детей в поддержке интереса и уважения к выбранному виду деятельности

• Психолого- педагогическое просвещение родителей.

• Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.

• Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.

• Использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми творческую деятельность, направленную на повышение родительского авторитета.

• Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в организации учебно- воспитательного процесса.

Характер взаимодействия педагога с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия; надо ориентироваться на конкретные потребности, запросы родителей, на особенности воспитания в каждой конкретной семье. Необходимо учитывать, из какой семейной обстановки приходит ребёнок на занятие. Педагогическое образование родителей осуществляется в коллективной или индивидуальной форме. К числу наиболее распространённых индивидуальных форм можно отнести, прежде всего, консультации родителей, индивидуальные беседы, в процессе которых даются определённые советы, а также рекомендации по самостоятельному изучению соответствующей литературы. Необходимо помнить, что к любой беседе, консультации (если они заранее обговорены и спланированы) нужно готовиться и соблюдать следующие условия:

— Проводить беседу лучше при ребёнке, выбрав щадящую для него форму и содержание (если беседа проходит без ребёнка, то иногда, родители, пересказывая беседу, с умыслом искажают её в свою пользу).

— Не поучать родителей, а советовать, рекомендовать.

— Не беседовать с родителями на виду у других обучающихся и педагогов.

— Предложить снять верхнюю одежду и присесть, тем самым создавая максимум комфорта. Такая форма работы с родителями, как посещения семей, на сегодня в педагогике спорна и может использоваться в исключительных случаях в зависимости от условий, особенностей и специфики ситуации. Некоторые рассматривают данную форму работы как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения педагога с родителями. К коллективным формам взаимодействия Одинцовского Центра эстетического воспитания с семьёй относятся разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей на базе учреждения и вне его. Это:

1. Семейные туристско-краеведческие и экскурсионные походы и поездки под руководством педагогов.

2. Совместные концерты, спектакли, выставки творческих работ обучающихся, родите- лей, педагогов.

3. Ярмарки — распродажи семейных поделок.

4. Совместные традиционные праздники, КВНы, конкурсы («Семья — эрудит», «Семейное увлечение», «Мой семейный архив», «Самая дружная семья»).

5. Совместные просмотры фильмов, спектаклей, театрализованных представлений.

6. Дни открытых дверей.

7. Дни открытых уроков.

8. Мастер — классы для родителей.

Родителей вместе с детьми можно привлечь к оформлению и мелкому ремонту каби- нетов, к изготовлению поощрительных призов и сувениров, к благоустройству и озеленению территории около учреждения. Активными формами взаимодействия могут быть: конференции по обмену опытом семейного воспитания, вечера вопросов и ответов, диспуты, встречи с администрацией и специалистами(медиками,психологами, юристами), творческие встречи, где рассказывают о семейных традициях, увлечениях.

Все эти мероприятия помогают педагогам Центра в решении главной задачи — способствовать единению,сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье путём организации совместного полезного и разумного досуга. Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Можно предложить такие формы проведения собраний: родительский тренинг, родительский лекторий, круглый стол, тематическая дискуссия самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья. Монолог педагога на собрании должен звучать реже; это скорее диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями,совмест- ный поиск решения возникших проблем. Педагогам важно следовать следующим рекомендациям:

— Общаясь с родителями, обращайтесь к ним по имени и отчеству.

— Стремитесь к тому, чтобы общение было «на равных», без высокомерия, но и без заискивания.

— Беседуя с родителями, учитывайте их индивидуальные особенности, традиции их семейного воспитания.

— В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения от официального до доверительного ( «Мне нужна Ваша помощь…», «Я хочу с Вами посоветоваться…», «Необходимо согласовать наши действия…»).

— Не акцентируйте внимание только на проступках и негативных ситуациях. Найдите повод и для похвалы.

— Обещайте родителям только то, что вы сумеете выполнить.

Ещё одна важная задача педагога: создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своей семье. Этому могут способствовать: поздравления родителей и родных с праздниками, с Днём рождения (изготовление детьми подарков, сувениров, подготовка концертного номера); творческие встречи с родителями, посвящённые их увлечениям. Важной формой сотрудничества педагогов Центра с родителями обучающихся является деятельность родительских комитетов творческих объединений. Это опора педагога и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей к решению проблем творческого коллектива,к организации различных мероприятий. В любом предмете общеобразовательной школы ребята встречают определённые трудности, но преодолевают их, потому что знают — школа для них обязательна. А то, что занятия музыкой, танцами, рисованием, вязанием, вышиванием, лепкой, вокалом для них не обязательны — это они тоже хорошо понимают. Поэтому общая задача коллектива Одинцовского Центра эстетического воспитания и родителей обучающихся — прежде всего убедить ребёнка в необходимости того, чем он занимается, и пройти вместе с ним путь с того начального момента, когда он убеждается, что«корень учения горек», до того счастливого дня, когда он осознает, что «плод учения сладок».